Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 67 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Этой идиотской бессмыслицы было достаточно, чтобы решить судьбу еврейской

общины Шильона: вся она была зверски уничтожена. Подобно лесному пожару

эта клевета распространилась по Швейцарии, вдоль Рейна, вплоть до Австрии

и Польши. Весь ее путь был отмечен самыми страшными массовыми убийствами,

какие только знала долгая история еврейского мученичества. Шестьдесят

больших общий и сто пятьдесят малых были стерты с лица земли. То была

вершина страданий немецкого еврейства. Никогда уже евреи не достигли здесь

своего былого процветания и прежней численности.

Когда буря улеглась, многие города пересмотрели свои клятвы, сделанные в

пылу ненависти, никогда не допускать в свою среду евреев, и вновь

пригласили их, чтобы улучшить местные финансовые дела. Следующий период

был относительно спокойным, по крайней мере без жертв. Однако король

Венцеслав (1378-1400 гг.) начал проводить близорукую политику

периодической полной или частичной отмены долгов евреям в обмен на

некоторую немедленную уплату в казну. Поэтому евреи не могли занять то

положение, которое занимали прежде их предшественники, и гегемония

немецкого еврейства вместе с беглецами перешла на Восток.

Затем наступила передышка, во время которой евреи Австрии, получившие еще

в 1244 году гарантии прав и безопасности, достигли относительного

процветания. Как обычно, оно сопровождалось возрождением интеллектуальной

деятельности и появлением некоторых крупных ученых. Передышка закончилась

новой вспышкой религиозных страстей, вызванной возникновением в Чехии

гуситского движения, этим предшественником протестантизма, который

появился на арене лишь спустя сто лет. Гуситы никоим образом не проявляли

никакой симпатии к евреям. Тем не менее, евреи были заподозрены в

причастности к гуситскому движению и много пострадали от этого. Каждый

поход за дело "истинной веры", как раньше крестовые походы, начинался

нападением на еврейские кварталы, и погромы следовали один за другим. В

1420 году ложное обвинение в ритуальном убийстве привело к уничтожению

венской общины. Эта трагедия сохранилась в памяти евреев как "Венская

гзера" (гзера - на ирвите "жестокий, несправедливый декрет").

Еще некоторое время положение оставалось ненадежным. Вселенский собор

католической церкви, состоявшийся в Базеле в 1431-33 годах, желая

выправить шаткое положение церковных дел, торжественно подтвердил все

старые антиеврейские законы. Вскоре красноречивый и фанатичный

францисканский монах по имени Иоанн из Капистрано был послан проверить,

как выполняются решения собора. Повсюду на его пути от Сицилии до Германии

происходили антиеврейские эксцессы. В Вреслау в 1453 году он лично

возглавил издевательский суд по поводу сфальсифицированного осквернения

святого причастия. Перед домом, в котором он остановился в Зальцринге, был

заживо сожжен 41 человек. Всех остальных евреев ограбили и изгнали из

города, отняв у них детей до семилетнего возраста, чтобы воспитать .их в

христианской вере. Этому примеру последовали во всей провинции.

Сопровождаемый погромами, ауто-да-фе и убийствами, папский эмиссар

отправился в Польшу.

В ошеломляющей сумятице погромов и изгнаний, происходивших по всей

Германии вплоть до конца средневековья и даже позже, нелегко разобраться.

Насилие клало конец существованию старых общин. Кульминацией этого

процесса явилось изгнание в 1519 году древней еврейской общины Ратисбона.

В стране остались лишь разбросанные изолированные кучки евреев. Более или

менее крупные группы сохранились вдоль восточных границ империи, на

землях со смешанным немецко-славянским населением. Однако в самой Германии

ни одно еврейское поселение не смогло просуществовать непрерывно до нового

времени. Исключение составляют лишь общины Вормса и особенно

Франкфурта-на-Майне, этой родины немецкого еврейства, сыгравшего затем

столь важную роль в истории этой страны и всего мира.

 

XXI. ВЕРШИНА ТРАГЕДИИ

1. За Пиренеями социальный и экономический упадок евреев не был таким

полным, как в других частях Европы. Культурная деятельность продолжалась

без помех. Отдельные лица достигли высоких постов в финансовой

администрации и иногда играли заметную роль при дворе. Несмотря на

отдельные местные эксцессы, жизнь и собственность евреев были, в общем, в

безопасности. В одной Кастилии было не менее трехсот общин. В остальных

королевствах: Арагоне, Португалии, Наварре - процент евреев тоже был

высоким. Правда, как и повсюду, евреи тут считались "рабами королевского

двора", но иго рабства не было уж слишком тяжелым.

Особенно благосклонно относился к евреям король Кастилии Педро, прозванный

врагами "Жестоким". При его правлении (1350- 1369) общины страны достигли

такого влияния, какого они не имели со времен Реконкисты. Самуил Абулафия

поднялся до поста главного казначея королевства, и построенная им в Толедо

синагога, сохранившаяся до сих пор, свидетельствует о его положении,

богатстве и вкусе. Когда между Педро и его сводным братом,

незаконнорожденным Генрихом из Трастамары вспыхнула борьба за престол,

евреи всеми силами поддержали Педро, В ходе гражданской войны разнузданные

отряды Генриха и его французские союзники разграбили много еврейских

общин. Когда, наконец, Педро был свергнут, евреи пострадали за свою

верность ему. К фанатизму церкви и предрассудкам толпы добавилась

мстительность правителя. Новый король не скрывал своих чувств. Впервые в

истории Испании стала более или менее последовательно проводиться

церковная политика репрессий, вплоть до ношения еврейского знака позора.

В течение нескольких последующих десятилетий антипатия к евреям продолжала

расти, особенно в Севилье.