Страница 109 из 124
Вместе с тем достижения эксперимента были налицо. Несмотря на различные
ограничения, в страну постоянно прибывали иммигранты со всех концов
еврейского мира - от Нью-Йорка до Бухары. Евреи Палестины составляли в
1918 году лишь 58 тысяч из 800 тысяч жителей, то через 15 лет их уже стало
200 тысяч. Вне стен Иерусалима выросли новые еврейские кварталы. Первый
еврейский город Тель-Авив развивался с удивительной быстротой и к 1933
году насчитывал уже 60 тысяч человек. Еврейский национальный фонд приобрел
значительные участки земли, особенно в Изреэльской долине. По всей стране
появились новые колонии-поселения. В диаспоре создавались отряды пионеров
- халуцим, ехавших в страну, чтобы обрабатывать поля, строить дома,
прокладывать дороги. Среди них было много с высшим образованием и
владевших несколькими языками. Вводились современные методы земледелия.
Благодаря сооружению террас вновь зазеленели холмы. Большие размеры
приняло выращивание апельсинов. По всей стране проводилась работа по
облесению, осушались болота - рассадники малярии.
Первым крупным мероприятием при англичанах явилось создание в Иерусалиме
Еврейского университета, который был основан еще во время первой мировой
войны и официально открыт в 1925 году. Языком преподавания, естественно,
был иврит, который к этому времени уже стал основным средством общения
новых поселенцев. Из дюжины типографий шел непрерывный поток газет,
журналов, романов, пьес, переводов, научных работ. Возник прославившийся в
мире театр на иврите. Это был уникальный в истории случай литературного и
практического возрождения мертвого языка. Палестина вновь заняла свое
место в жизни еврейского народа.
5. Свержение старого строя в Центральной и Восточной Европе, завершение
эмансипации евреев во всех крупных странах мира, создание Лиги Наций,
взявшей на себя обязательство защищать права меньшинств, - все это привело
ко всеобщей надежде на то, что события 1914-18 годов, несмотря на жертвы,
которых они потребовали, и на беспорядки, которые последовали за ними,
явятся началом тысячелетней эры свободы и равноправия для всего еврейства
в целом. Однако Россия по-прежнему представляла собой проблему. Правда,
революция полностью, без каких-либо ограничений эмансипировала евреев. Они
были официально признаны в качестве особой национальности со своим языком
и своими учреждениями. Граждане еврейского происхождения, но не евреи по
своим убеждениям, стали играть важную роль в жизни России; еврей Лев
Троцкий был одним из вождей нового строя. Строились (с щедрой помощью из
Америки) грандиозные планы создания еврейских сельскохозяйственных
поселений на Украине, в Крыму и в Сибири; масштабы этих планов были не
меньше палестинских. Возникла надежда на то, что со временем в составе
Советского Союза будет создана автономная еврейская республика.
Но на практике советская система несла еврейской жизни еще больше
страданий и разрушений, чем царизм. Подавляющее большинство русских евреев
были представителями среднего класса и мелкими торговцами - часть той
буржуазии, против которой была направлена большевистская революция. Им
было почти так же трудно найти себе место в "республике рабочих и
крестьян", как за десять веков до того в феодальном строе. Часть евреев
пошла на впервые открывшуюся перед ними государственную службу, на фабрики
и заводы, осела на землю.
|