Страница 60 из 124
Однако итальянцы были больше всего заинтересованы в крупных операциях.
Евреи были вынуждены в большинстве случаев ограничиться и другими мелкими
операциями. Процент по необходимости всегда взимался высокий, ввиду
нехватки звонкой монеты и общей неуверенности положения. Однако
ростовщики-христиане, хотя им и не приходилось так страховаться на случай
убийства или грабежа, брали не меньший процент, и их жадность часто
заставляла простой народ сожалеть об отъезде еврейских конкурентов, чье
присутствие оказалось ненужным, когда ростовщичеством занялись христиане.
3. Неизбежным результатом специфического рода занятий явилось особое
положение евреев, ибо каждый человек должен был найти свое место в
структуре общества. Кроме того, евреи зачастую действительно были
пришельцами на новом месте, и к ним неизбежно относились, как к чужакам;
поэтому они были вынуждены искать покровительства у короля - традиционного
защитника торговцев и иностранцев. Особый налог, который взимался с
евреев, и только с них, в Римской империи, в средние века служил как бы
доказательством того, что евреи являлись вассалами императора, а затем, по
аналогии, и других монархов. Постоянные обращения евреев к правителям с
просьбой о защите во времена крестовых походов способствовали
распространению этого взгляда, и в XIV веке старый римский налог был
возрожден в Германии под названием "жертвенный пфенниг" как символ того,
что император унаследовал от Веспасиана и Тита полное главенство над
народом, завоеванным и порабощенным много столетий до того.
Так или иначе, в средние века евреи считались рабами короля. Это их особое
отношение к короне объясняет многое в их положении и злоключениях. Они
были людьми короля. Он осуществлял контроль над всей их деятельностью. Он
произвольно облагал их налогами. По денежным или каким-либо иным
соображениям он мог передать свою власть над евреями (всеми или отдельными
лицами) третьей стороне. Король мог просто конфисковать их имущество. Мог
без всякого объяснения причин изгнать их из пределов своего государства.
Он управлял их внутренними делами вплоть до мельчайших деталей. Помимо
всего, он видел в них источник дохода. Обычно поступления от евреев в
странах Северной Европы составляли примерно одну двенадцатую всего дохода
короля. Эта доля не велика, но она совершенно непропорциональна
численности евреев, которая никогда не была значительной. Сумма обложения
была совершенно произвольной. Король мог потребовать с евреев огромные
суммы без всякого предлога, просто на удовлетворение своих потребностей.
Естественно поэтому, что в его интересах было защищать евреев и поощрять
их деятельность. В его сундуки попадала такая часть их доходов, что он
являлся в некотором смысле главным ростовщиком королевства. Евреи
представляли собой как бы губку, вбиравшую в себя плавающий поверху
капитал королевства. Когда казна бывала пуста, достаточно было выжать в
нее губку. Лишь близорукий правитель (а таких тоже было немало) мог
простить проценты с долга или даже весь долг при условии, что определенная
сумма будет уплачена в казну. Это автоматически вызвало бы повышение
ростовщического процента. Но и кроме того, это было неразумно с точки
зрения финансовой, ибо несколько лет скрытого партнерства могли дать казне
больше, нежели конфискация. Тем временем простой народ с завистью следил
за тем, как евреи быстро накапливали капитал, как деньги, когда-то
принадлежавшие ему, нескончаемым потоком текли через еврейские сундуки в
королевскую казну. Он видел, что благодаря этому могущество короля растет,
не взирая на конституционные ограничения. Ненависть простого люда росла,
пока он не обрушивал ее под тем или иным предлогом на еврейский квартал, и
тогда в летопись еврейского мученичества вписывалась еще одна мрачная
страница.
|