Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 101 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Когда эта весть достигла Европы и Америки, она глубоко взволновала

общественное мнение. В Лондоне, Нью-Йорке и Филадельфии состоялись митинги

протеста, в которых участвовали евреи и христиане. Сэр Моисей Монтефиоре

(который был шерифом лондонского Сити после вступления на престол королевы

Виктории и возведенный ею в рыцарское звание), знаменитый французский

адвокат Адольф Кремье и известный востоковед Соломон Мунк вместе

отправились на Восток. В Александрии они без труда получили от губернатора

Египта Мехмета Али ордер на освобождение евреев из дамасской тюрьмы. В

Константинополе они были приняты султаном и добились от него фирмана

(указа), в котором обвиненные лица были признаны полностью оправданными,

ритуальное убийство объявлено грубым наветом и подтверждена

неприкосновенность евреев и их собственности во всей Оттоманской империи.

Возвращение делегации походило на триумфальное шествие. Никогда прежде

евреи не добивались такого крупного, явного и далеко идущего успеха.

Повсюду возвращавшихся героев встречали благодарственными молитвами,

депутациями, им преподносились памятные адреса, и они на всю жизнь

остались кумирами еврейского мира. В какой бы части света ни угрожало

евреям преследование, всегда приглашали Монтефиоре и Кремье. Монтефиоре

всегда особенно живо откликался на такого рода просьбы, и величественная

фигура старца, который оставался активным почти до самого конца своей

феноменально долгой жизни, стала известна в судах России и Румынии так же,

как и в еврейских кварталах Палестины и Марокко.

В 1858 году по Европе прокатилась новая волна негодования в связи с

похищением в Волонье, находившейся тогда под папским правлением,

семилетнего еврейского мальчика Эдгардо Мортары, которого якобы за шесть

лет до того окрестила девушка-служанка. Неутомимый Монтефиоре отправился в

Рим, чтобы добиться устранения несправедливости. Однако папа был тверд, и

Эдгардо Мортара вырос христианином и впоследствии даже занял заметное

положение в церкви. В результате этого нашумевшего случая в Париже под

руководством Кремье был создан Всемирный еврейский альянс.

Эта организация ставила своей целью защиту прав евреев, где бы они ни

нарушались, и распространение западного просвещения и идеалов среди

отсталых еврейских общин. Франко-прусская война 1870 года, естественно,

ограничила сферу деятельности этой организации. В результате в 1871 году в

Англии была создана организация с аналогичными целями - Англо-еврейская

ассоциация, а несколько позже в Германии возник Союз помощи немецких

евреев.

Многие верили, что распространение цивилизации и деятельность этих и

подобных им организаций приведет в конце концов к улучшению положения

евреев Восточной Европы, Азии и Африки. Пребывая в этом заблуждении,

еврейство готовилось встретить последние десятилетия XIX века.

 

XXIX. АНТИСЕМИТИЗМ И НОВАЯ ДИАСПОРА

 

1. Предстояло, увы, страшное разочарование. Во всех странах имелись

реакционные элементы, всеми силами противодействовавшие еврейской

эмансипации и даже теперь неохотно мирившиеся с ней. В конце XIX века уже

невозможно было обосновать антиеврейские настроения религиозными

предрассудками, как бывало прежде, и реакция приняла новую тактику. К

иудаизму она относилась с насмешкой, но терпимо. Антиеврейское настроение

было перенесено с религиозной на национальную почву. Антисемиты настаивали

не только на том, что евреи относятся к особой расе (что, может быть, и

верно), но что эта раса ниже других, что было явным абсурдом ввиду той

роли, которую евреи играли в искусстве, литературе, науке, политике и

общей жизни. Антисемиты утверждали, что евреев отличают низкие умственные

способности, что они по своему физическому и интеллектуальному развитию

стоят ниже арийцев, особенно принадлежащих к "тевтонской" или

"нордической" расе - "лучшему цвету на древе человечества".

Движение в этой форме было обязано своим возникновением 1873 году, когда

волна крупных спекуляций, начавшихся в связи с франко-прусской войной,

закончилась неизбежным крахом, и негодование масс нашло козла отпущения в

лице той части занимавшихся спекуляциями дельцов, которую можно было легко

отличить от остальных. Некоторое время агитация ограничивалась бульварной

прессой. Однако в 1878 году германский канцлер Бисмарк, пришедший к власти

при поддержке либералов, сделал политический поворот: объединившись с

реакционерами, он пытался безжалостно задушить демократическое движение.

Евреи, обязанные своей эмансипацией либералиэму, поддерживали его и дали

ему не одного крупного лидера, но симпатия евреев к либерализму вызвала

ненависть "Железного канцлера", и он, не задумываясь, обратился к древней

тактике - валить все беды на головы евреев. Придворный проповедник Адольф

Штеккер создал так называемый Христианский социалистический рабочий союз,

который в действительности был реакционным и диаметрально противоположным

лучшим учениям христианства. Основным пунктом его программы было

ограничение еврейского "господства" в деловой, общественной и политической

жизни. К движению охотно примкнули мелкие торговцы, опасавшиеся

коммерческого соперничества евреев, аристократы, считавшие, что евреи

посягают на их права, и даже ученые, радостно поддержавшие идею

превосходства "тевтонской" расы над всеми прочими.

Так родилось антисемитское движение. В течение нескольких лет оно

накапливало силы. Из типографий бесконечным потоком шли книги, поносившие

евреев. Депутаты произносили в рейхстаге поджигательные речи. 25 апреля

1881 года канцлер получил от недавно организованной антисемитской лиги

петицию, в которой среди прочего требовалось лишить евреев гражданских

прав. Под этим документом стояли не менее 255 тысяч подписей. О том, чтобы

открыто согласиться на такие требования в конце XIX века, уже не могло

быть и речи, но власти без лишнего шума ввели ряд дискриминационных мер.

Для евреев было практически невозможно (если только он не принимал

крещения) стать офицером в армии, занять кафедру в университете или важный

пост в государственном аппарате. Эти чувства нашли свое выражение в

антиеврейских эксцессах в разных концах страны и нападках, которым

подвергались лица с еврейской внешностью на улицах самой столицы. Не раз

прусский рейхстаг возвращался к вопросу о лишении евреев гражданских прав.

Нескончаемый ряд поджигательных статей все больше ухудшал отношения между

евреями и их соседями.