Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 22 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

После неудачного преследования Бакхид пришел к выводу, что лучше всего

будет заключить с повстанцами мирное соглашение. Был подписан договор,

согласно которому вождям восстания было разрешено беспрепятственно

вернуться в Иудею при условии, что они распустят свои отряды и не

приблизятся к столице. Ионатан обосновался в Михмаше, где его штаб опять

стал центром патриотических устремлений. Ввиду отсутствия верховной

власти, он стал из изгнанного мятежника независимым правителям, в руках

которого была вся Иудея, кроме столицы.

5. Тем временем у Деметрия Сотера трудности все возрастали. Юноша по имени

Александр Балас, внешне удивительно похожий на Антиоха Епифана, решил

выдать себя за сына покойного монарха. Пользуясь сильной поддержкой из-за

границы, он заявил претензию на трон, и Сирийскую империю долго раздирали

внутренние неурядицы. Теперь обе стороны пытались заручиться помощью

иудейского военного вождя и его воинов. С обеих сторон на Ионатана

посыпались подарки, титулы, почести, привилегии и деньги. Чуть ли не в

самом начале Деметрий разрешил ему вступить в Иерусалим и занять вакантную

должность первосвященника со всей ее религиозной и политической властью.

Таким образом, он был официально признан главой еврейского государства, и

в праздник Кущей (Суккот) в 152 г. до н. э. Ионатан впервые возглавил

службу в Храме.

Триумф Ионатана вызвал зависть со стороны Трифона, неразборчивого в

средствах военачальника, который в это время взял верх в Сирии. Трифон

попросил Ионатана встретиться с ним для дружеских переговоров в

Птолемаиде. Там Ионатан был схвачен и убит. Однако благодаря редкой

преданности братьев Хасмонеев, этот предательский акт оказался

бесполезным, так как власть перешла к Шимону, последнему оставшемуся а

живых из пяти сыновей Мататьягу. Когда в 142 г. до н. э. Трифон объявил

себя правителем Сирии, у Шимона были веские основания отказаться от своей

верноподданности Сирийской империи. Летом 141 г. до н. э. сирийские отряды

ушли, наконец, даже из крепости Акра в Иерусалиме, и туда под восторженные

крики собравшихся вступили национальные войска. Осенью следующего года

народное собрание утвердило Шимона на посту первосвященника, князя и

военачальника, причем посты эти были признаны наследственными. Вскоре

началась чеканка собственной монеты, впервые выпущенной в еврейском

государстве, как символ вновь завоеванной независимости. К этому периоду

относится также укрепление союза с Римом, заключенного, очевидно. Иудой

Маккавеем.