Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 63 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Домашняя атмосфера была исключительно теплой. Отношение к женщине у евреев

было лучше, чем у их соседей христиан, так что некий средневековый раввин

заявлял, что бить жену - это христианский обычай. Хотя женщины были

исключены из общественной жизни и в синагоге им отводилось особое место,

это отнюдь не означало, что их считали низшими существами. В доме главой

была женщина, а в традиционном иудаизме дом значил больше, чем синагога.

Часто женщины занимались всеми делами, предоставляя мужьям возможность

изучать Талмуд. Интересно отметить, что среди пострадавших за веру

мучеников процент женщин был выше, чем мужчин. Обычным явлением было

обручение в детском возрасте, причем из сугубо практических соображений:

чтобы родители не погибли прежде, чем устроят будущее своих детей.

Как бы удручающе ни действовали неблагоприятные обстоятельства и вражда

соседей, евреи не могли отказаться от интеллектуальных интересов.

Единственным занятием (помимо финансов), которым повсюду занимались евреи,

была медицина, несмотря на бесчисленные церковные запреты и на трудности

учебы в университете. При многих дворах, особенно в Испании, имелись

евреи-астрологи, деятельность которых распространялась также на астрономию

и картографию. Смелый философ и исследователь Библии Леви бен Гершон

(1288-1344) усовершенствовал квадрант, а автор хроники Авраам Закуто (ок.

1450 - ок. 1515), читавший лекции в университете в Саламанке, прежде чем

он стал королевским астрологом при португальском дворе, составил

астрономические таблицы, которыми пользовался Колумб в своих последних

экспедициях, и построил усовершенствованную астролябию, которой

пользовался Васко да Гама в экспедиции вокруг Африки.

В тот период, когда подавляющее большинство европейцем было неграмотно, у

евреев религиозным долгом считалось всеобщее 1бра-зование, удивительно

широкое по тем временам. В каждой стране, куда проникали евреи, возникали

традиционные школы, в которых изворотливые финансисты превращалась в

проницательных ученых, в то время как их клиенты пьянствовали в своих

замках. Списки различных казначейств свидетельствуют об обширной мирской

деятельности людей, чьи имена навеки остались в анналах еврейской

литературы. Должность раввина стала профессией лишь сравнительно поздно.

Обучение людей рассматривалось как большая привилегия, и в течение долгого

времени считалось постыдным получать вознаграждение за столь богоугодное

дело.

Таким образом, постоянные - с юных лет - занятия сложной талмудической

диалектикой поколение за поколением оттачивали еврейский ум. Но Талмуд

означал для евреев не только это: после постоянных унижений в повседневной

жизни он раскрывал перед ними новый мир, яркий и спокойный, другую жизнь,

столь отличную от жалкой реальности. После того, как прекращался очередной

погром и затихали крики громившей толпы, еврей возвращался к развалинам

своего дома, снимал свой знак позора и опять склонялся над пожелтевшими

страницами. Он мысленно переносился в вавилонские школы тысячелетней

давности, и там его исстрадавшаяся душа находила покой.