Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 49 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы
Человек

высокообразованный, хотя и низкого социального положения, Нагдела бежал

после разграбления Кордовы в Малагу. Здесь он случайно столкнулся с

визирем короля Гранады Хаббусом и некоторое время служил у него

секретарем. Вскоре его способности стали известны лри дворе; по всем

важным государственным дедам спрашивали его совета. Умирая, визирь

посоветовал королю Хаббусу назначить на его место ученого еврея {1020 г.).

В течение четверти столетия Нагдела. был почти всемогущ. Ему было

позволено распоряжаться всеми делами в государстве, поскольку он снабжал

короля деньгами на развлечения.

О его мудрости и такте рассказывали многочисленные истории. Он не только

покровительствовал арабской и еврейской (на иврите) литературе, но и сам

был одним из выдающихся литераторов той эпохи. Хотя он вряд ли был

литературным гением, его интересы охватывали все области еврейской науки;

он является самой представительной, если и не самой одаренной, личностью в

тогдашней литературной жизни.

Нагдела был плодовитым и способным поэтом, хотя ему и не хватало

вдохновения. Он написал объемистые труды в подражание библейским книгам

Экклезиаста, Притчей и Псалмов. Он был составителем обширного словаря

библейского иврита. Он считался одним из крупнейших знатоков Талмуда. Он

руководил в Гранаде собственной академией, его работой в ней восхищались

современники, да я сейчас в его трудах находят немало интересного. Он

славился как покровитель науки. Ученые и поэты благоденствовали под его

покровительством, и в знак благодарности они посвящали ему свои стихи.

Современники единодушно восхваляли его как князя, и он до сих пор

сохранился в памяти народа как Шмуэль Га-нагкд, т. е. Самуил-квязь.

Ибн Нагдела умер, ко всеобщей скорби, примерно в 1055 г. Его сменил его

сын Иосиф, остававшийся на высоком посту до 1066 года,. когда волна

зависти свергла его и вызвала гонения на евреев во всем государств".

События в Гранаде никак не повлияли на положение евреев в остальных

арабских государствах, во многих из которых отдельные евреи достигли таких

же высоких постов. Но этому взлету славы не суждено было длиться долго.

Мусульманский полумесяц правил всеми землями к югу от Пиренеев. В горном

районе Астурии вестготы еще раньше сумели организовать успешное

сопротивление и остановить продвижение мусульман. Начиная с восьмого века,

это маленькое ядро начало расширяться, и к XI веку на Иберийском

полуострове уже имелось полдюжияы христианских государств, в руках которых

была значительная часть территории. После падения Толедо а 1085 г.

андалузские правители не видели возможности самостоятельно сдержать

'победоносное продвижение христиан. Помощь могла прийти только с одной

стороны. Вся северозападная Африка входила в состав империи фанатичных

берберских племен Моравидов. Мусульманские государства Испании отправили к

ним посольства с просьбой о помощи. Не дожидаясь заключения формального

соглашения, берберы устремились через Гибралтарский пролив. Мусульманская

и христианская армии столкнулись в Салаке близ города Бадахое. Битва

закончилась решающей победой полумесяца. Хотя город Толедо остался в руках

христиан, единство мусульманской Испании было вскоре восстановлено под

властью Моравидов. Новые правители принесли с собой тенденцию к

примитивной суровости, простоте и фанатизму ислама. То высокое положение,

которое еврейские государственные деятели занимали при разных дворах, ушло

в прошлое; в 1107 г. была сделана попытка силой обратить в ислам евреев

Лусены, самой важной и самой богатой общины в Испании.