Страница 107 из 124
3. Самым поразительным и самым важным результатом первой мировой войны для
еврейского народа явилось возобновление его политической связи с той
полоской земли на восточном побережье Средиземного моря, которая была
колыбелью этого народа. XIX век был свидетелем рационализации старых
мессианских представлений. Расцвет национальной идеи в Европе не мог не
повлиять на взгляды еврейских теоретиков, и некоторые из них, видя
развитие национальных государств во Фландрии, в Италии, на Балканах,
начали смутно мечтать о возрождении еврейской государственности. Кроме
того, новые условия на Ближнем Востоке и особенно благосклонный интерес, с
которым европейские державы относились к палестинским делам, сделали
возможным появление здесь более постоянного еврейского поселения.
Еврейские и христианские филантропы разрабатывали планы привлечения
бедного еврейского населения Иерусалима и других городов к земледелию.
Общество французских евреев ""Альянс израэлит" открыло близ Яффы
сельскохозяственную школу. Ортодоксальные раввины стали проповедовать, что
не пришествие Мессии должно предшествовать возрождению еврейской
Палестины, а наоборот.
Новая концепция нашла себе первого пророка в лице немецко-еврейского
мыслителя Моисея (Мозеса) Гесса, который познал всю глубину ассимиляции.
Вернувшись уже в пожилом возрасте к родному народу, он в своей работе "Рим
и Иерусалим" (1862) показал нереальность идеи эмансипации как конечной
цели. Он высказал предположение, что восстановление еврейской
государственности в Палестине является единственным решением еврейского
вопроса.
Взгляды Гесса привлекли к себе внимание лишь 20 лет спустя, когда русская
реакция коренным образом изменила взгляды многих еврейских лидеров,
которые теперь отчаялись разрешить еврейский вопрос путем ассимиляции.
Через год одесский врач Лев Пинскер опубликовал свою брошюру
"Автоэмансипация", в которой показал, что евреи, по крайней мере
российские, питали напрасные иллюзии, надеясь когда-нибудь совершенно
слиться с народами, среди которых они жили. Пинскер выдвинул идею о том,
что единственным средством, способным возродить достоинство евреев даже в
диаспоре, является создание национального очага, желательно в Палестине.
Он не был одинок в своих взглядах, и чтобы осуществить их, был создан,
преимущественно в Восточной Европе, ряд обществ "Ховезей Цион" ("Любящие
Сион").
Тем временем эмиграция из России, начавшаяся в годы погромов, достигла
также Палестины. Еще когда "Авто эмансипация" только печаталась, группа
молодых еврейских студентов создала союз под названием "Билу" - сокращение
библейской фразы из Исайи:
"Бейт Яаков, леху венелха" ("Дом Иакова! Придите и пойдем") и отправилась
в Яффу. С помощью "Ховевей Цион" члены союза "Ви-лу" создали на прибрежной
равнине Иудеи несколько сельскохозяйственных колоний. работа была начата
поспешно, без необходимой подготовки, но благодаря постоянной и щедрой
поддержке парижского барона Эд-мона де Ротшильда поселения сумели
окрепнуть.
|