Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 61 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

4. Латеранский собор 1179 года глубоко повлиял на жизнь евреев и в других

отношениях. На нем достигла максимума атака на аль-бигойство, еретическое

движение, широко распространившееся на юге Франции и угрожавшее господству

католической церкви. Последняя, весьма встревоженная этим движением,

подозревала евреев в причастности к нему. На Лютеранском соборе католики

выступили против любых форм расхождений. Это вызвало возрождение всех

старых антиеврейских законов, принятых в начале христианского владычества,

но почти не применявшихся в течение последних семи столетий. Евреям

категорически запрещалось иметь у себя в услужении христиан; христианам

запрещалось работать на евреев даже в качестве нянек или повивальных

бабок. Им запрещалось также жить среди евреев; это положило основание

системе гетто.

Четвертый Латеранский собор 1215 года, работой которого руководил

величайший папа средневековья Иннокентий III, пошел еще дальше. Впервые в

христианском мире были введены правила, установленные некоторыми

мусульманскими правителями, согласно которым все иноверцы должны были

носить особые знаки. На практике такой знак представлял из себя кусок

желтой или малиновой ткани - в Англии в виде двух скрижалей с десятью

заповедями, во Франции, в Германии и других странах - в форме круга. В

некоторых странах, где простой значок был сочтен недостаточным, евреям

было предписано также ношение шляпы установленного цвета. Целью всех этих

предписаний было навечно заклеймить евреев как народ париев, отметить

каждого еврея как объект для постоянных насмешек, а всю общину - как

объект для нападения и резни при любой вспышке недовольства масс.

Не следует думать, что все церковные постановления немедленно и

последовательно претворялись в жизнь даже в тех местах, которые

подчинялись церкви в светских делах. Вместе с тем эти правила являли собой

норму поведения, которую всегда можно было принять, когда этого требовали

обстоятельства. В любой критический момент, когда церкви угрожала новая

ересь или когда на престол св. Петра избирался особенно ревностный папа,

все репрессивные законы обновлялись и начинали применяться, принося

несчастье десяткам тысяч еврейских семей.

Реакция давила на евреев не только в политической и экономической сфере.

Нападки затрагивали также духовные идеалы и литературу евреев.

Доминиканский орден, созданный для борьбы с ересью, когда отпала угроза

альбигойства, обратил свою деятельность против евреев и не упускал случая

задеть их. Время от времени доминиканцы организовывали "диспуты", на

которых какой-нибудь ревностный, но не обязательно сведущий вероотступник

пытался продемонстрировать, с одной стороны, бессмысленность Талмуда, а с

другой - свою верность христианству. Всякая возможность честного спора

отпадала ввиду того, что истинность христианства не могла подвергнуться

сомнению. Поэтому защитники иудаизма не могли ответить на нападки, так как

любой серьезный ответ с их стороны считался бы святотатством. Таким

образом результаты этих "диспутов" были почти неизменно неблагоприятны для

евреев и приводили к нападкам на их религиозную литературу.

Эти диспуты зачастую происходили под высочайшим покровительством. Первый

толчок к ним дал вероотступник Николай Донин из Ларошели, который в 1240

году перед папой Григорием IX громогласно заклеймил Талмуд как книгу

святотатственную и вредную. В результате папа отдал приказ изъять все

экземпляры обвиненной в святотатстве книги и исследовать ее содержание. Во

Франции этот приказ был немедленно выполнен, и 3 марта 1240 года, когда

евреи находились в синагогах на молитве, вся еврейская литература во всей

стране была изъята. 12 июня в Париже в присутствии Людовика "Святого" и

его придворных открылся диспут о достоинствах и недостатках еврейской

религиозной литературы. После явной пародии на расследование было

объявлено, что Донин доказал правоту своего обвинения, и Талмуд был

официально приговорен к сожжению. В пятницу 17 июня 1242 года в Париже

были публично сожжены 24 подводы бесценных еврейских рукописей.

За этой первой атакой на еврейскую литературу последовали еще многие;

Талмуд подвергся столь жестоким преследованиям, что, несмотря на все

старания евреев, до нас дошла лишь одна древняя рукопись полного текста.

Диспуты, подобные парижскому, также повторялись неоднократно. Свобода

слова была предоставлена евреям лишь однажды, в 1263 году, когда король

Арагона организовал дискуссию между крещеным евреем Пабло Кристиани и

Рамбаном (рабби Мошебен Нахман, 1194-1270 гг.), мистиком и крупнейшим

знатоком Библии и Талмуда. Четыре дня продолжались споры в присутствии

короля и его двора. Представитель иудаизма легко защитил свои позиции, и

король, открыто признав это, отпустил его с подарком. Однако высказанные

им взгляды вывели церковников из себя, и, несмотря на королевские

гарантии, Рамбан предпочел покинуть страну.