Главная ПРОГУЛКИ ПО ИЕРУСАЛИМУ
Прогулки по Иерусалиму PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 03:19
Оглавление
Прогулки по Иерусалиму
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Все страницы

 

На прогулку… (вместо введения)

Герб Иерусалима.

Декор мечети "Купол над скалой", вид из собора "Доминус Флевит".

На прогулку по Иерусалиму, по его улицам и площадям, по знаменательным местам я приглашаю всех тех, кому не безразличен духовный зов святого города, не безразличен зов времени - четырех тысячелетий его истории, не безразличны и события его сегодняшних дней. Наконец, не безразличны свои духовные корни - они же в Иерусалиме.

Прогулка как форма познания всегда увлекательна и интересна. Прогулка это личное, очное знакомство, способ непосредственного общения с историей, с современной обстановкой, встречающейся на пути.

Но прогулка может быть и не фактической, не буквальной. Прогуляться - это не значит обязательно побывать в Иерусалиме. Ведь не у многих имеется такая возможность: это не так близко, туда не легко добраться. Прогулка в книге это часто просто-напросто литературная форма, писательский прием, имеющий в виду наглядное, как на прогулке, изложение содержания, позволяющее при нахождении от описываемого хоть за тридевять земель «видеть» обстановку, о которой идет речь.

При этом прогулочная форма повествования удобнее и для знакомства с новым и неизвестным. Возрастает, конечно, значение иллюстраций, но их в этой книге - около ста. Видимо, по количеству иллюстраций моя книга попадает в Книгу рекордов Гиннесса.

Не беда, что форму этой книги придумал не я, а позаимствовал ее у Бориса Носика. Он в 1999 г. издал «Прогулки по Парижу» и этой заманчивой формой зацепил меня. А действительно, подумал я, почему бы и нам не прогуляться тоже, но по Иерусалиму.

И я, вероятно, имею право приглашать на прогулку, так как более четырех лет провел в Иерусалиме и не малое из этого время в его исторических местах, в прогулках по его историческим маршрутам.

В ходе прогулок по Иерусалиму нельзя не найти, не увидеть, не узнать, не ощутить самого Иерусалима. Ведь не случайно иногда напоминают, что можно быть даже в Париже, а Парижа не найти. Подобное утверждение Иерусалима не касается, к нему не относится. В нем его дух на каждом шагу, в каждом камне дороги. Каждый камень на улицах города извещает о себе. Каждый камень, на который ты наступил, отзовется, откликнется своей тысячелетней историей, историей, сопричастной к судьбе большей части людей планеты, то есть к судьбе и тех, кто на прогулке.

Кажется иногда, что прогулку лучше начать из центра города, оглянувшись вокруг, выбрать направление. В Иерусалиме лучше поступить иначе. Лучше начать прогулку из его окраины, от восточной окрестности города и направиться, по солнцу, с востока на запад. Этим будет соблюден и исторический смысл - город создавался и строился, развиваясь с востока на запад, стремился к Средиземному морю. Да и торжественный въезд Иисуса, например, в Иерусалим произошел с востока.

Так поступим и мы. Осмотрим, в прогулке, окрестности Старого города - ведь это его историческое ядро. Войдем в Старый город с востока и встретимся в нем, лицом к лицу, с иудаизмом, христианством, исламом.

Покинем Старый город и двинемся на запад. Для удобства пойдем по главной городской магистрали - улице Яффа. На этом пути пройдем: площадь Армии обороны Израиля; Городской центр; Русское подворье; отклонимся влево и увидим Кнессет, вернемся на Яффу, затем будет площадь Свободы, квартал Меа Шеарим и наконец окажемся на западе - у горы Герцля, горы Скорби и Памяти. Побываем и в Восточном Иерусалиме и в кибуце. Если понадобится, то в район прогулок подскочим на автобусе. Посмотрим на город со смотровой площадки «Променад» - «Каменный цветок». Прогуляемся по Иерусалиму и зимой. Да, зимой, при снеге. И еще, переживем вместе с городом его осаду.

Но прогуляться по Иерусалиму это не значит только увидеть и узнать. В Иерусалиме, в отличие от других мест, имеется возможность отдать необходимые почести увиденному, соблюсти принятый ритуал, преклонить колени, пройти торжественным маршем… Все определяется тем, что встретим на своем пути, где пройдем.

Ведь то, что в Иерусалиме, это свое, твое, твоя духовность (духовность она же в сердце), а то - что хотя и в Париже, например, так это ведь чужое… Великолепие прогулки усиливается постоянной встречей с видами ландшафта города, он здесь всегда как фон, как фасад. Он ничем не заслонен. Иерусалим исторический невелик, но горист. Для участников прогулок это не равнина. Довольно часто на пути подъемы - они, конечно, утомляют, но и спуски, их роль, после подъемов, в облегчении прогулки сказывается незначительно. Облегчает усталость при прогулке любование ландшафтом города. Облегчает заметно.

Но, несмотря на это, не редко возникнет необходимость остановиться, отсидеться, передохнуть. Времени терять не будем и в периоды отдыха позволим себе расширить свои представления о городе. Да и, более того, учитывая, что Иерусалим в Израиле столица и многое в нем, как и во всем государстве, заглянем в глубь проблем. Заглянем не взирая на муниципальные границы города, шире их, в масштабе всей страны. Ведь вся обстановка в городе, столице, определяется на государственном уровне.

Славу городу создавали образы и люди, поэтому слово и о них, а они это: Авраам - он побывал на горе Мория и своим присутствием обозначил место, где «будет город заложен»; царь Давид - заложил первый камень города; Христос - родился близ Иерусалима, оплакивал его судьбу, прошел в нем свой последний Путь; Мухаммед - прилетал в Иерусалим и оставил в нем свои следы.

Многое для благополучия города внесли и наши современники: Бен-Гурион - первый премьер-министр государства; Тедди Коллек - 25 лет, до своего 83-летия, он был мэром города; Ицхак Рабин - родился в Иерусалиме, был премьер-министром государства. Они отдали не мало своих жизненных усилий за честь Иерусалима. Так что можно совершить необычное, прогуляться в Иерусалиме по Их тропам, по Их путям. По дорогам, по которым прошли Они.

И еще одно, если иметь в виду организацию прогулок. Отступим от некоторых принятых стандартов. Не будем останавливаться у каждой калитки, их в Иерусалиме не мало, даже таких, у которых есть историческое прошлое. Остановимся лишь у тех, которые имеют громкое звучание, глубокое историческое значение, у калиток знаковых. Тогда результаты прогулок сохраняться у нас на всю оставшуюся жизнь.

Не малое при прогулках по Иерусалиму напомнит нам о России, о ее людях и делах, совершенных здесь для пользы этой земли, для пользы россиян. И бывших, и настоящих. Часто, гуляя, мы услышим здесь русскую речь, прочтем русское слово на камнях Иерусалима.

Более четырех лет я пересекал город пешком. С маршрутами, дорогами, по которым разумно пройти совпадали и мои прогулки по городу. Но если говорить откровенно, то это было следование к местам знакомства с историей города, хождение по писательским путям. В руках всегда фотоаппарат.

Проходил я по городу только пешком, так как не было средств на транспортные расходы - ведь путь в один конец это доллар. А долларов-то не было (хотя и в шекелях). Но в результате этих прогулок я теперь знаю историческую часть города как свои пять пальцев. Так что отсутствие средств, как это часто бывает, позволило решить проблему - узнать Иерусалим.

С одной из моих книг уже бывали на прогулке. В Национальной библиотеке Израиля мне как-то сказали, что прибывшему к ним в командировку из Ростова-на-Дону они на время дали мою книгу «Иерусалим - город трех религий» и она ему очень помогла при посещении исторических мест города. Книга была с ним. Интересное совпадение - ведь я родился в Ростове-на-Дону. Так что книгой пользовался мой земляк-ростовчанин.

Не малое значение, в прогулке, отдадим глазам, глазам встречающихся людей. В них, в этих глазах, как правило, душевное тепло и сердечное приветствие, а также ответ на все вопросы. Прогулка, наконец, интересна и тем, что она постоянно манит - что там впереди. Итак, со мной, вперед, на прогулки по Иерусалиму.

Вам позавидуют попутчики.

Аэропорт Бен-Гурион - Иерусалим.




В ИЕРУСАЛИМ…

Для людей планеты, стремящихся в Иерусалим, в город, который «…мать всем нам…», путь в основном один, он общеизвестен - аэродром близ Тель-Авива, а затем на автобусе в Иерусалим.

После длительного полета над гребнями Средиземного моря в иллюминаторах начинает просматриваться золотистый берег. Это значит, что мы приближаемся к Земле обетованной, к аэродрому близ Тель-Авива. Самолет вдруг как бы останавливается, зависает над морем. Это он начинает снижаться. Щелчок - выпущены шасси. Наконец, после доворота встреча с посадочной полосой аэродрома - знакомый шорох самолетных колес и радостные аплодисменты прилетевших.

Мы приземлились на Святую землю, Землю обетованную, землю Государства Израиль. Впереди прогулки по Иерусалиму, его столице. Встречающие своей улыбкой приветствуют гостей страны, звучит многим уже знакомое израильское «Шалом» - с иврита это и «здравствуйте», и «мир Вам», и «привет». Да, ведь в нем, в слове «Шалом», еще и молитва за благополучие встречи со Святой землей. Святой для всех, для представителей всех народов, приверженцев основных мировых религий, для верующих и атеистов.

Одновременно с людским теплом от встречающих прибывших одувает ласковый теплый средиземноморский воздух, создающий обстановку, призывающую к стремлению побыстрее узнать, увидеть, прочувствовать неизвестное, интересное, необычное - все, чем богата эта чудная, динамичная земля.

Очень хочется познакомиться с ней, с этой землей, стать для нее не просто гостем, а знакомым, своим. Познакомиться - это значит прежде всего узнать о Государстве Израиль, получить вначале хотя бы краткое представление о стране. Вот оно…

* * *

История Израиля - еврейского государства - это история свершения невозможного. Его территория - одна из колыбелей человечества и современной цивилизации. Здесь найдены древнейшие следы доисторического человека. Исключительно богата страна историческими памятниками и святыми для миллиардов людей разных вероисповеданий местами. Сегодня Израиль - это демократическое государство на Ближнем Востоке. Но Ближний Восток - это тугой узел противоречий, прежде всего между арабами и евреями.

Известно, что они принадлежат не только к одной и той же расе, но и входят в одну и ту же семитскую этническую группу. Казалось, должны были бы быть двумя братскими народами. В истории было сделано не мало попыток навести мосты между арабами и евреями, к этому стремились и отцы сионизма, и лидеры арабских движений. Но в основном история их совместного проживания в регионе Ближнего Востока полна распрей и конфликтов.

В 1947 г. (29.XI) недавно созданная к тому времени ООН приняла решение о создании на территории подмандатной Палестины двух государств: арабского и еврейского. Мандат на эту территорию был у Великобритании. Были составлены карты государств и принято решение. «За» голосовали 53 члена ООН, Против - 10, воздержалось - 13. Советский Союз Голосовал «за».

Что касается границ этих государств, то они были нарезаны по карте, как по живой ткани, сразу став яблоком раздора для всех. Лидеры еврейских движений начали создавать государство, лидеры арабских организаций отказались от этого. Начались вооруженные стычки между еврейскими и арабскими отрядами.

В полдень 10 марта 1949 г. на северном берегу Акабского (Эйлатского) залива, на месте нынешнего Эйлата, был поднят флаг Государства Израиль в знак подписания соглашения (3.IV. 1949 г.) о перемирии с Трансиорданией (прежнее название Иордании) - акта, формально завершающего Войну за независимость.

Когда решили водрузить флаг, выяснилось, что его-то и не прихватили, тогда один из солдат смастерил флаг на простыне, пользуясь голубыми чернилами. Этому событию посвящен памятник, установленный на берегу залива - на штоке из металла выполнен контур флага Израиля, а также фигуры участников водружения.

Кстати о флаге. Флаг страны - бело-голубой. Цвет государственного флага это своеобразный оттенок религиозной традиции - голубой (синий) цвет в радуге обращен к небу, небо - его «небесная цель». Голубой цвет в символике - цвет иудаизма - это указание из Торы.

Водружение флага Государства Израиль.

У памятника флагу.

14 мая 1948 г. (в канун Субботы 6 ияра 5708 г.), за день до окончания мандата, было провозглашено Государство Израиль. На следующий день в войну с ним вступили окружавшие его арабские страны Это была первая война в истории Израиля - Война за независимость. В первой половине 1949 г. было подписано соглашение о перемирии. Границы, сложившиеся в итоге войны, признали все государства, кроме арабских.

Значительная часть арабов стала беженцами, покинула территории, занятые Израилем. Из 600 тысяч человек - 200 тысяч осели тогда в Самарии и Иудее, столько же в полосе Газы, 200 тысяч человек - в Трансиордании и других странах.

Сформировалась территория Израиля, которую называют в «границах 1949 г.». В этих границах Израиль стал занимать 80% площади подмандатной Палестины. В его состав вошли: вся Галилея, весь Негев, Прибрежная равнина (до Газы), Западный Иерусалим.

В 1956 г. из-за напряжения, создаваемого в зоне Суэцкого канала Египтом, после координации усилий с Францией Израиль предпринял так называемую Синайскую кампанию, продолжавшуюся 8 дней. После осуждающего решения ООН Израиль отвел свои войска с занятых территорий - Синайского полуострова и полосы Газы, и на них разместились войска ООН.

Весной 1967 г. со стороны соседних государств возникла угроза существованию Израиля. Была осуществлена блокада Тиранского пролива, выведены из Синая и полосы Газы войска ООН. Все эти действия арабских государств были расценены Израилем как факты подготовки к началу войны.

По решению правительства 5 июня Израиль начал военные действия против арабских стран: Египта, Иордании и Сирии. Война продолжалась 6 дней. В результате под контролем Израиля оказались: Самария (Западный берег р. Иордан) и Иудея, полоса Газы, Голанские высоты и Восточный Иерусалим. Эта война получила название Шестидневной и стала поворотным пунктом в истории государства.

С 1968 г. по 1971 г. имели место длительные вооруженные столкновения с Египтом в виде обстрелов территорий, взаимных атак и вылазок вооруженных отрядов. Затем наступило трехгодичное затишье.

В святой праздник еврейского народа, Судный день - 6 октября 1973 г. Египет и Сирия, рассчитывая на внезапность, напали на Израиль. Началась Война Судного дня. После серьезных неудач, вызванных праздничной обстановкой, израильские войска, отмобилизовавшись, перешли в наступление, в результате которого оказались в 40 км от Дамаска и в 80 км от Каира (на западном берегу Суэцкого канала). Но затем, выполняя решение ООН, отошли к прежним позициям. Была занята гора Хермон.

В 1975 г. было подписано соглашение о размежевании сил с Сирией и Египтом. При этом Израиль вернул Сирии узкую полосу Голан и г. Кунейтра, а Египту - западную полосу Синайского полуострова, а в 1982 г. и весь полуостров. В 1979 г. с Египтом был подписан мирный договор.

В июне 1982 г. началась Ливанская война, операция «Мир Галилее», против террористов, находившихся в Южном Ливане. Она продолжалась три года.

В июле 1980 г. правительство Израиля аннексировало Восточный Иерусалим, а в декабре 1981 г. - Голан. В 1996 г. был подписан мирный договор с Иорданией.

Таким образом, в результате 5 войн, имевших место в истории Израиля, и переговоров с соседними странами его границы и статус жителей сложились следующим образом. Границы: на западе - побережье Средиземного моря протяженностью 230 км; на севере - с Ливаном (межгосударственная граница) -102 км; с Сирией (линия разъединения войск) - 80 км; на востоке - с Иорданией[1] (межгосударственная граница) - 480 км, включая Мертвое море; на юге - с Египтом (межгосударственная граница) - 220 км (на побережье Эйлатского залива - 11 км). Общая протяженность границ - 1123 км, общая площадь 28160 кв. км.

Территория государства это часть исторической родины еврейского народа, которую по традиции называют Эрец-Исраэль (т. е. Земля Израиля).

В пределах страны различают: территорию собственно Израиля и территории Палестинской автономии. Сформирована территория Палестинской автономии на которой проживает 1,5 миллиона человек. Строится защитная стена (высотой 10 метров) вдоль границы Палестинской территории. Стоимость строительства 450 миллионов долларов. Предпринимаются меры по развитию Палестинской экономики и ее гуманитарной ситуации.

Население собственно Израиля - 6,8 миллиона человек. Из них 80,2% - евреи, 14,9% - мусульмане, 2,3% - христиане, 1,6% - друзы. По первой переписи населения (8 ноября 1949 г.) в стране проживало 713 тысяч евреев и 120 тысяч арабов. Ожидают, что к 2025 г. в собственно Израиле будет 7,8 миллиона человек. Прирост населения Израиля составляет ежегодно 2,4% (в других развитых странах 0,8%). Увеличение еврейского населения Израиля трудно не счесть поразительным: с 700 тысяч человек в 1948 г. до пяти с половиной миллионов в настоящее время (в США 5,2 миллиона). Сегодня в Израиле проживает 36% евреев мира. 20% израильских граждан родом из бывшего Советского Союза. Из них около 30% не евреи.

Население собственно Израиля составляет 6,4% общего населения региона, куда входят кроме него Египет, Сирия, Ливан и контролируемые территории (Палестинская автономия). Занимаемая площадь - 21,9 тысяч квадратных км. В Израиле 1100 населенных пунктов, 970 из них со смешанным еврейско-арабским населением. В 130 проживают национальные меньшинства. При числе жителей более 20 тысяч - населенный пункт становится городом. Городов в стране 37, сельскохозяйственных поселений около 1000 (850 еврейских, 90 - друзов и арабов).

Экономика Израиля - это быстро развивающийся индустриально-аграрный комплекс. В первые 25 лет существования государства темпы его развития были одними из самых высоких в мире, затем они стали замедляться. В промышленности велика доля наукоемких технологий, что создает необходимую конкурентоспособность на мировом рынке.

Одним из основных экономических показателей любой страны является размер валового национального продукта - ВНП (суммарная стоимость всех произведенных товаров и оказанных услуг). В 2003 г. ВНП Израиля превысил 100 миллиардов долларов.

Темп инфляции в годовом исчислении приближается к 10%. Импорт потребительской продукции вырос в прошлом году на 9,3%. Сегодня в Израиле существует более 2000 промышленных предприятий и компаний, работающих на экспорт, 70% из них имеют годовой объем экспорта более 50 тысяч долларов, 30% более 1 миллиона долларов, а 10% - более 10 миллионов долларов.

С 1997 г. и к настоящему времени товарооборот вырос почти в 2 раза. Названа при взаимных переговорах усредненная цифра возможного товарооборота в ближайшие годы - миллиард долларов в год.

Среди основных статей израильского экспорта в Россию можно назвать: первичную продукцию животноводства, птицеводства и растениеводства, продукцию пищевой промышленности, продукцию станкостроения и приборостроения, измерительную технику, продукцию химической промышленности.

Ведущая отрасль в стране и старейшая - пищевая промышленность: пищевые концентраты, полуфабрикаты, консервы, высококачественные соки. На втором месте по значению текстильная, швейная, кожевенно-обувная промышленность.

Наиболее высокие темпы роста имеют металлообрабатывающая, машиностроительная, электротехническая и электронная промышленность. Выпускают в Израиле и самолеты. В общем объеме промышленного производства 8% составляет алмазообрабатывающая промышленность.

Высокий технологический потенциал Израиля проявляется и в его космических успехах. 5 апреля 1995 г. был запущен спутник «Офек-3» - третий в этой серии (первый - «Офек-1» был запущен в 1988 г.). Запущен в космос еще один спутник серии «Офек» - четвертый. Он «ищет» на Земле полезные ископаемые. В июле 1998 г. с космодрома Байконур российской ракетой запущен израильский спутник «Гурвин-2».

Израиль - вторая страна после США, где существуют компьютерные технологические центры. Она одна из немногих стран, где могут выпускать детали, толщина которых составляет 0,8 микрона, что в 75 раз тоньше человеческого волоса.

Сельское хозяйство в Израиле во многом образцовое. Это видно на рынках и в магазинах. Около 90% потребляемых в Израиле продуктов - отечественного производства. Израиль не только полностью обеспечивает себя продуктами питания, но и значительную часть сельскохозяйственной продукции экспортирует. Экспорт израильских овощей в Европу и в США вырос в 2002 г. на 60%. Было экспортировано овощей на сумму 370 миллионов шекелей. Впервые израильские овощи были экспортированы в Иорданию. Один сельскохозяйственный работник кормит 40-50 горожан! Земля в стране на 93% принадлежит государству (в США - 30%). Израиль - страна исторических и религиозных достопримечательностей, страна широко развитого туризма. В 2003 г. его посетило около 2 миллионов туристов, что привело к суммарному доходу этой отрасли более 3 миллиардов долларов.

Структура валового национального продукта (ВНП) в настоящее время имеет следующий вид: 50% - предприятия частного сектора; 20% - государственные; 30% - коллективные. Валовой национальный продукт на душу населения в 1999 г. практически не рос (в 1990-1996 гг. он возрастал ежегодно в среднем на 2,2%). Бюджет страны в 1997 г. был 159,7 миллиардов шекелей, в 1998 - 207 миллиардов шекелей, в 2001 г. - 252 миллиарда шекелей, в 2003 г. - 287 миллиардов шекелей.

Арабы - граждане собственно Израиля, составляют арабский сектор. Живут они, как правило, в отдельных городах и деревнях. Всего в собственно Израиле в настоящее время проживает 800 тысяч арабов. За годы существования Израиля произошли существенные изменения в их жизни: повысился их образовательный уровень, имеется более 100 средних арабских школ. Дальнейшая учеба в профессиональных школах и университетах общая.

Большое участие принимают арабы в строительстве. Повысилась избирательная активность арабов (78% от обладающих правом голоса). Арабский электорат составил 10% от общего, к 2003 г. он возрос на 10-14%. Арабский сектор обладает культурной автономией, но по сравнению с еврейским сектором ущемлен в распределении ресурсов на нужды экономического развития и в предоставлении жизненно важных услуг.

Средний материальный и образовательный уровень у арабского населения ниже. Имеются меньшие возможности для работы по профессии, для них закрыт государственный аппарат, некоторые частные предприятия. День молитв - пятница - и другие праздники ислама признаны как нерабочие дни для мусульман. Телепрограммы на арабском языке передаются ежедневно по 1,5 часа, в пятницу - 2,5 часа, в субботу - 2 часа.

Родившихся в Израиле евреев (сабров) - 61,9%. За 57 лет родилось в Израиле более 4 миллионов детей. Средняя продолжительность жизни израильских евреев примерно соответствует аналогичным показателям в развитых странах Запада - 79,1 лет у женщин и 75,5 лет у мужчин. Средний уровень рождаемости в еврейских семьях уже много лет составляет 2,7 ребенка на семью (1,7 - в США, 1,3 - в Германии). Резко снизилась смертность нееврейского населения, средняя продолжительность их жизни - 72 года. По продолжительности жизни страна входит в первую десятку европейских государств, опережая при этом такие развитые страны, как Германия и Австрия. Израиль входит сегодня в число 12 наиболее развитых стран мира.