Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 108 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Едва ли зная все это, венский журналист Теодор Герцль отправился в 1894

году в Париж на слушание дела Дрейфуса. Он вырос в совершенно

ассимилироьанном окружении. Но дело Дрейфуса убедило его в неправоте его

прежних взглядов. Антиеврейский предрассудок, как это теперь выявилось,

был не просто религиозным. Он был, в первую очередь, расовым

предрассудком. Единственным ключом к вечной проблеме была реорганизация

евреев ках нации с собственным автономным центром. Охваченный такими

чувствами, Герцль единым духом написал свою знаменитую книгу "Еврейское

государство", в которой он изложил эти идеи.

Это был первый шаг на пути к сионистскому движению, целью которого было

"обеспечение для еврейского народа родного очага в Палестине под защитой

закона". Этому делу Герцль отдался со всем пылом и самоотверженностью

древних пророков. Его яркая личность привлекла много сторонников во всем

мире, особенно в Восточной Европе, где была еще удивительно сильна

традиционная тяга к Палестине.

В 1897 году в Базеле состоялся первый Сионистский конгресс, обсуждавший

вопрос об осуществлении новой формы вечного стремления еврейского народа

возродить свою древнюю родину. Ободренный этим начинанием, Герцль вступил

в официальные переговоры. С неукротимым мужеством он добивался аудиенций у

различных властителей Европы, от германского кайзера до папы римского,

которых он стремился заинтересовать своим предложением. Он имел

официальную беседу с турецким султаном, с которым в 1901-2 годах велись

переговоры с целью получить хартию на право заселения Палестины евреями.

Возможно, ему бы и удалось чего-то достичь, если бы он согласился

использовать свое влияние, чтобы заставить замолчать выступления в Европе

и Америке против зверств турок по отношению к армянам. Так или иначе,

переговоры были прерваны. Однако это произвело такое впечатление на

британское правительство, что оно предложило Герцлю для целей колонизации

сначала участок земли на Синайском полуострове между Палестиной и Египтом,

а когда это предложение оказалось неподходящим, - часть территории Уганды

(Британская Восточная Африка). Правда, вскоре всем стало ясно, что никакая

земля не обладала в глазах еврейских масс такой притягательной силой, как

земля их предков, и что ради другой земли они не пойдут на нужные жертвы.

Поэтому после долгих дискуссий это предложение было отклонено. Вместе с

тем, оно сыграло свою роль, показав миру, что в глазах ответственных

европейских государственных деятелей сионизм стал фактором, с которым

приходилось считаться. Когда вскоре Герцль умер в возрасте 49 лет,

движение, которое он создал, представляло собой живую и нерушимую силу.

Одним из первых положительных достижений сионизма явилось создание двух

финансовых учреждений - Еврейского колониального банка и Еврейского

национального фонда. Правда, они собрали лишь малую часть той суммы,

которую Герцль считал необходимой для достижения цели, но с помощью этих

учреждений заселение Палестины евреями пошло быстрее. Вся страна была

усеяна сельскохозяйственными колониями, где благодаря труду и умению

еврейских крестьян земля их предков, в течение многих столетий заброшенная

и необрабатывавшаяся, вновь стала "течь молоком и медом". На песчаных

дюнах близ Яффы возник еврейский городок Тель-Авив (Холм Весны). В

Иерусалиме была открыта еврейская школа искусств и ремесел. Благодаря

усилиям Элиэзера Бен-Иегуды разговорным языком поселенцев стал иврит -

язык Библии, на котором говорили царь Давид и пророк Исайя, обогащенный

средневековыми поэтами и философами и приспособленный к нуждам

современности.

Одновременно в России ивритское культурное возрождение выдвинуло подлинно

талантливых писателей. Среди них выделялся Ашер Гинцберг, более известный

под псевдонимом Ахад Гаам (Один из народа), яркий публицист, апостол

культурного сионизма, противостоявшего политическому. В отношении

литературного таланта с ним мог соперничать только Хаим Нахман Бялик,

величайший ивритский поэт после Иегуды Галеви, наиболее яркое произведение

которого было вызвано к жизни Кишиневским погромом 1903 года.

4. Вступление Турции в 1914 году в мировую войну сделало сионистское

движение важной политической проблемой для франко-британского Блока,

желавшего сгладить то плохое впечатление, которое произвел на еврейские

круги, особенно в США, их союз с российской тиранией. 2 ноября 1917 года

британский министр иностранных дел Артур Джеме Бальфур опубликовал

декларацию, в которой говорилось, что британское правительство относится

благосклонно к восстановлению в Палестине национального очага для

еврейского народа и приложит свои старания для достижения этой цели. Тогда

еще трудно было предвидеть, что разгром турецких сил в Палестине так

близок. Через шесть недель впервые со времен крестовых походов над

Иерусалимом перестало развеваться знамя с полумесяцем. Осуществление

сионистских идей, казавшихся за два месяца до того отдаленной мечтой,

теперь было вполне реально.

На собравшейся в Париже мировой конференции союзникам не дали возможности

забыть те обещания, которые они делали в пылу боев. Кроме того, хотя никто

из победителей не был склонен отдавать завоеванные территории, эпоха

неприкрытых аннексий была позади. Вместо этого Лига Наций разработала

систему "мандатов", которые давались заинтересованной державе якобы не

ради нее самой, но из соображений гуманности. В апреле 1920 года на

конференции в Сан-Ремо мандат на Палестину получила Великобритания,

которая должна была управлять подмандатной территорией в соответствии с

Бальфурской декларацией. Спустя три года это соглашение было утверждено

Советом Лиги Наций. Началась подготовка к созданию Еврейского

палестинского агентства, которое возникло лишь в 1929 году. Еврейское

.агентство (Га-сохнут га-иегудит, сокращенно "Сохнут") включало в себя как

сионистские, так и несионистские элементы и представляло мировое еврейство

перед палестинским правительством. Так впервые за 1900 лет официально

признали политическую связь еврейского народа с землей его предков. Иврит

стал одним из официальных языков страны, а видный английский еврэей, сэр

Герберт Сэмюэль, занимавший раньше ряд важных постов вплоть до поста

министа внутренних дел, был назначен верховом комиссаром Палестины.

В этот период энтузиазма на один важный момент никто не обратил внимания.

Арабское население Палестины было немногочисленным; большая часть его

находилась на очень низкой ступени цивилизации; арабы запустили хозяйство

страны, и многие участки превратились в необрабатываемую, бесплодную

пустыню. Но когда арабы увидели, что Палестиной интересуются другие, их

чувство местного патриотизма заметно усилилось. Еще до конференции в

Сан-Ремо в Иерусалиме произошли антиеврейские погромы, унесшие много

жизней. В 1921 году в Яффе произошел еще более кровавый погром. Сэр

Герберт Сэмюэль, демонстрируя свою беспристрастность, ничем не поддержал

евреев; напротив, еврейская иммиграция подверглась строгим ограничениям. В

1929 году вследствие распространившегося слуха, будто у арабов хотят

отнять мечеть Омара, воздвигнутую на месте древнего Храма, по всей стране

прокатилась волна разрушительных антиеврейских эксцессов.