Страница 81 из 124
Самой характерной чертой жизни польского еврейства было его замечательное
самоуправление. В 1551 году Сигизмунд Август, последний король династии
Ягеллонов, издал декрет, разрешавший евреям его королевства избирать себе
главного раввина и судей, подчиненных только королю. В их власти было
разбирать все дела, связанные с еврейским правом. Эта мера справедливо
расценивается как Великая хартия еврейского самоуправления в Польше,
поскольку она явилась королевским подтверждением естественного стремления
евреев жить в соответствии со своими традиционными законами.
Отличительной чертой экономической жизни Польши были крупные ежегодные
ярмарки, устраивавшиеся в разных городах. Сюда устремлялись еврейские
купцы со всех концов страны. Естественно, что, собравшись вместе, они
обсуждали общие проблемы и разрешали спорные вопросы между разными
общинами. В конце концов оказалось, что эти собрания дают отличную
возможность определить ту долю общей подати, которую каждая община-кагал
должна была внести в казну. Королевская власть, конечно, поддержала это
начинание, и постепенно Ваад (Совет) стал полностью управлять еврейской
жизнью в Польше Вначале его власть распространялась на век Польшу и Литву.
Однако Великое Княжеств; Литовское имело свой налоговый аппарат, и потому
еврейские общины Литвы откололись и создали свою отдельную организацию
(1623 г.). Польский Ваад позднее стал называться Советом четырех земель
(Польское королевство включало в себя Великую Польшу, Малую Польшу,
Подолию и Волынь).
Совет являлся по сути парламентом польского еврейства и обладал такой же
абсолютной властью, как любой иной парламент. Каждый год собирались
пленарные заседания не только на весенней ярмарке в Люблине, но также в
начале лета в Ярославле в Галиции. Во время заседаний польского Сейма в
Варшаве Совет обычно посылал своего представителя (штадлаиа), обычно из
числа близких ко двору лиц, чтобы тот представлял интересы евреев.
Власть Совета была полной. Помимо распределения налогов, он помогал
проводить в жизнь королевские декреты, издавал законы, регулировавшие
общественную жизнь евреев, и даже предписывал определенный покрой одежды.
Совет делал все, что было в его силах, чтобы устранить соперничество между
евреями. В его руках было обучение еврейских детей; он являлся
апелляционным судом и разрешал споры между общинами. Все свои
постановления Совет мог проводить в жизнь, если возникала необходимость,
под угрозой отлучения от еврейства, опираясь при этом на поддержку
государства. С тех пор, как пришел в упадок еврейский центр в Палестине,
нигде евреи не имели большей автономии.
4. Как почти всегда бывало в еврейской жизни, ученость следовала по пятам
за массой народа. Вместе со значительной частью немецкого еврейства
постепенно перешло на восток и его интеллектуальное превосходство. В
начале XV века Австрия и близлежащие территории славились выдающимися
еврейскими учеными. Затем первенство перешло к Праге. Отсюда переехал в
Краков знаменитый рабби Яков Поллак (ум. в 1541 г.) - первая крупная
фигура среди еврейских ученых Польши. С его именем особенно связан
любопытный метод изучения Талмуда, возникший в Южной Германии и известный
под названием "пил-пул" ("схоластика"). Он представляет собой своеобразную
умственную гимнастику, опирающуюся на текст из Талмуда. Метод этот был
пустым, бесполезным и в какой-то степени даже святотатственным, но он
чрезвычайно обострял ум. С течением времени, спустя несколько поколений,
польское еврейство благодаря этому методу достигло такого уровня
интеллекта и такой гибкости ума, которые, наверно, не знали себе равных.
Схоластический метод "пилпул" был усовершенствован Шаломом Шакна
(1500-1559 гг.) из Люблина, который в 1541 году был назначен одним из
главных раввинов Малой Польши. Его зять Моисей Исерлес из Кракова
(1520-1572) считался одним из выдающихся знатоков Талмуда своего времени,
к которому обращались с вопросами со всех концов еврейского мира. Его
комментарии к труду Иосифа Каро "Шулхан арух" приспособили этот свод
еврейской жизни к нуждам северного еврейства. Противоположную тенденцию
представлял его современник и друг Соломон Лурил из Брест-Литовска,
переселившийся затем в Острог (1510-1573), который обратился к источнику
еврейской традиции - Талмуду и попытался истолковать его темные места в
своем труде "Море Соломона". В последующих поколениях другие ученые
поддерживали эту традицию, и Польша стала центром изучения Талмуда, как
Сафед - "Зогара".
Но характерной чертой еврейской учености в Польше были не отдельные
крупные ученые, но высокий общий уровень образования. Нигде больше
образование не было так широко распространено и не достигало такого
совершенства. В каждом городе имелся ешибот или талмудическая семинария, в
каждой семье были ученики. Иметь ученого сына или зятя было предметом
гордости каждого отца. Это было идеалом польского еврейства XVI и XVII
вв., и в результате возник слой образованных людей, подобных которым
еврейский мир, наверное, никогда прежде не знал.
|