Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 65 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

С такой ситуацией столкнулся Эдуард I, взойдя на престол в 1272 году.

Нельзя было позволить, чтобы такое положение вещей сохранилось. Евреи

настолько обеднели, что их вклад в казну, потребности которой росли из

года в год, стал ничтожным. Своим "Статусом относительно евреев" от 1275

года новый король запретил им заниматься ростовщичеством, попытавшись в то

же время привлечь евреев к занятиям земледелием и другими профессиями. Но

предрассудки с обеих сторон были слишком сильны, и эксперимент закончился

неудачей. Тогда Эдуард решил устранить проблему, которую ему не удалось

разрешить. 18 июля 1290 года был объявлен декрет, приказывавший всем

евреям покинуть Англию в течение трех месяцев. Прямой, хотя и ограниченный

правитель, Эдуард обеспечил евреям на этот период защиту и безопасность,

что было редкостью в подобных случаях. Более 16000 человек остались верны

своей вере и отправились искать пристанища в других странах.

Изгнание евреев из страны все же не было поголовным. История показывает,

что это бывает не часто. Однако затем в течение многих веков было

невозможно восстановить общину. Таким образом, маятник истории, перенесший

центр еврейской жизни из Палестины и Месопотамии в Западную Европу,

неумолимо качнулся назад, на Восток.

3. Ближе всего к евреям Англии по культуре, условиям жизни и истории

стояли французские евреи. Со времен погромов, сопровождавших II крестовый

поход, жизнь их была весьма изменчива. С конца XII века правящий дом

Капетов проводил антиеврейскую политику, не имевшую себе равной в Европе

по бессмысленности и жестокости. Вначале в силу феодальной

раздробленности королевская власть ограничивалась небольшим районом

вокруг Парижа. Вне его власть короля была лишь номинальной. Поэтому

враждебное отношение со стороны короля влияло на евреев немногим больше,

чем со стороны какого-нибудь крупного барона. Так что историю евреев во

Франции следует рассматривать в зависимости от распространения королевской

власти в стране.

При Людовике IX (1226-1270 гг.), более известном под именем Людовика

Святого, религиозный пыл во много раз усилил старые предрассудки.

Предписания Лютеранских соборов выполнялись с крайней жестокостью.

Обращение евреев в христианство было связано с личной выгодой. Под

покровительством короля состоялся в Париже знаменитый диспут между

Николаем Донином и рабби Ехиелем, после которого Талмуд был приговорен к

сожжению. Наконец, в 1249 году, прежде чем отправиться в крестовый поход,

король объявил об изгнании евреев из его владений, хотя указ этот,

очевидно, не был проведен в жизнь.

Страдания французского еврейства достигли вершины при Филиппе Справедливом

(1285- 1314 гг.), внуке Людовика Святого. С момента восхождения на трон

король показал, что он рассматривает евреев лишь как источник дохода.

Конфискации следовали одна за другой; чтобы помешать евреям уклониться от

них, периодически применялись массовые аресты. В 1306 году, когда казна в

очередной раз оказалась пуста, король последовал примеру Эдуарда I, однако

с весьма существенным отличием. 22 июля все евреи Франции были

одновременно арестованы в соответствии с инструкциями, секретно

разосланными незадолго до того. В тюрьмах им было объявлено, что за некое

неназванное преступление они все приговорены к изгнанию и должны покинуть

пределы королевства в течение одного месяца. Все их имущество конфискуется

в пользу короля. К этому времени, благодаря активной и удачной политике

последних лет власть короля распространилась на большую часть собственно

Франции, включая Лангедок (Прованс) и Шампань, где особенно процветали

еврейские традиционные школы. Изгнание означало также конец славных

древних традиций французского еврейства.

Прежде чем занавес трагедии окончательно упал, произошли еще два коротких

и позорных акта. Из тех же корыстных соображений, которые подсказали

изгнать евреев из Франции, вскоре было сочтено желательным вновь поощрить

их поселение в стране. В 1315 году брат Филиппа Людовик Х опубликовал

эдикт, разрешавший евреям вернуться во Францию на 12 лет. Тех, кто пожелал

воспользоваться этой возможностью, было недостаточно как в численном, так

и в интеллектуальном отношении, чтобы восстановить великие традиции их

отцов. Почти сразу же они пережили такие беды, равные которым трудно найти

даже в трагической истории средневекового еврейства. В 1320 году

неожиданно возникло движение под знаком креста среди пастухов южной

Франции. В конечном счете почти никто из них не отправился на Восток, но

все воспользовались возможностью громить во имя веры Христовой у себя на

родине. По стране прокатилась волна убийств, не имевшей себе равной.

Многие общины были целиком уничтожены. На следующий год волна ненависти

повторилась. По стране распространился слух, что евреи и прокаженные, по

соглашению с неверными правителями Туниса и Гранады, отравляют колодцы.

Толпа охотно подхватила этот глупый предлог. Во многих городах произошла

резня. На еврейские общины по всей стране была наложена огромная

контрибуция. В конце концов новый король Карл IV вопреки условиям

соглашения, заключенного лишь за 7 лет до того, без предупреждения изгнал

евреев из своих владений.