Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 57 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

4. На юге Европы условия были много лучше, чем в Англии, Франции и

Германии. В Италии жизнь евреев была вполне сносной. Папы, как бы они ни

опасались вредного влияния евреев на правоверность христиан, все же

придерживались принципа формальной веротерпимости. В их владениях,

единственных во всей Европе, евреи никогда не знали массовой резни и

изгнания. Евреи Сицилии тоже оставались многочисленными, хотя и не очень

зажиточными, и их в общем не затронули бури, ставшие характерной чертой

еврейской жизни в северной Европе. По соседству, в Неаполитанском

королевстве, условия жизни евреев были такие же до конца XIII века, когда

воцарившийся дом Анжу ввел северные идеи нетерпимости, за чем последовали

гонения и насильственное обращение в христианство.

Далее к востоку, в Греции и на прилегающих территориях, - самых ранних

центрах еврейского поселения в Европе, - старые еврейские общины прозябали

под тенью византийского фанатизма, время от времени проявлявшегося во

вспышках преследований и попытках навязать господствующую религию. Однако

тут и там мы находим проблески культурной жизни общин, славившихся, по

словам путешественника того времени, своей ученостью и благочестием.

Важнейшим центром еврейской жизни в южной Европе все еще была Испания.

Ранний период Реконкисты (освобождение Испании христианами из рук

мусульман) был, очевидно, опасен для евреев. Но еще в Х веке начало

проявляться изменение в отношении к евреям. Первоначальное религиозное

рвение стало исчезать. Чтобы обеспечить прочную власть христиан в стране,

следовало привлечь на свою сторону столь важный элемент населения, как

евреи. В то же время ввиду их знания языков было удобно поручать им важные

дипломатические миссии. При дворе славились врачи и ученые, получившие

образование в арабских школах; многие евреи благодаря своим способностями

заняли важные посты в финансовой администрации.

Таким образом, Золотой Век еврейской жизни в Испании, хотя и обязанный,

несомненно, близости и примеру мавров, не совпал полностью с их

господством. Долгое время христианская веротерпимость выгодно отличалась

от фанатизма аль-мохадов. Именно под властью христиан, хотя до некоторой

степени под интеллектуальным влиянием мусульман, появились некоторые

выдающиеся личности в культурной жизни испанского еврейства. Еврейские

воины храбро сражались под знаменами и креста, и полумесяца, и люди

выдающихся способностей так же верно и преданно служили теперь королям

Кастилии и Арагона, как прежде халифам Гранады и Севильи.

В правление короля Кастилии Альфонсо VI (1065-1109) евреи христианской

Испании достигли зенита процветания. Завоевание Толедо сделало короля

Альфонсо VI повелителем одной из самых старых и самых цветущих еврейских

общин в Испании. Несмотря на указания папы римского, за евреями сохранили

все те привилегии, которыми они пользовались при мусульманах, и уравняли

их в правах с остальным населением. Во все это царствование и в

последующие за ним при дворе находилось много еврейских врачей, ученых и

финансистов, оказывавших иногда большое влияние на государственные дела.

Еще три четверти столетия условия жизни евреев в христианской Испании

оставались благоприятными. Но нетерпимость крестоносцев уже перевалила

через Пиренеи и стала разрушать дружеские отношения между евреями и

христианами. Под папским давлением различные церковные соборы принимали

антиеврейские законы, которые, правда, не всегда выполнялись. Иногда

кто-нибудь бурно протестовал против назначения евреев на важные посты.

Когда в начале XIII века была объявлена священная война против неверных и

большое число рыцарей и искателей приключений устремились в Испанию со

всех концов Европы, они в подражание погромам на Рейне стали нападать на

евреев в столице и других городах.