Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 68 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

6 июня 1391 года, спровоцированная резкими антиеврейскими проповедями

архидиакона Фернанда Мартинеса, разъяренная толпа ворвалась в еврейский

квартал. Кровавая бойня потрясла город. Число убитых несчитывалось

тысячами, спаслись лишь те, кто согласился креститься. Все лето и осень

Иберийский полуостров от Пиренеев до Гибралтарского пролива был охвачен

пожаром насилий. Одна за другой уничтожались поголовно целые общины.

Эксцессов не произошло лишь в Гранаде - последнем оплоте мусульманского

владычества - ив Португалии, благодаря энергичным мерам, предпринятым

местным королем. Общее число жертв достигло свыше 70.000.

Резня сопровождалась процессом, благодаря которому она особенно

запомнилась. В странах Севера евреи обычно крепко держались веры отцов,

несмотря ни на какие угрозы, и предпочитали скорее погибнуть, чем отречься

от нее. Но в Испании условия были иными. В первый и последний раз на

памяти человечества еврейская мораль не выдержала испытания. Повсюду

крупные группы евреев, иногда во главе с самыми мудрыми, богатыми и

видными членами общин, принимали крещение, чтобы избежать смерти.

К тому моменту, когда буря насилия улеглась, положение испанского

еврейства коренным образом изменилось. Наряду с немногими избежавшими

смерти и по-прежнему открыто исповедовавшими иудаизм, теперь имелось

большое число евреев, недавно обращенных в христианство. Возможно,

некоторые из них искренне придерживались новой веры. В этой связи

достаточно упомянуть Пабло де Санта Мария, который, подобно Соломону

Галеви, был когда-то раввином, но впоследствии достиг поста епископа в

своем родном городе Вургосе, стал членом регентского совета Кастилии и

возглавил преследование своих бывших единоверцев. Но на подавляющее

большинство этих "новых христиан", как их называли, совершенно не повлиял

факт крещения, хотя они и боялись открыто вернуться к прежней вере. Когда

они проходили по улице, встречные отворачивались, бормоча проклятья. Их

без стеснения называли "марранос", т. е. "свиньи". С течением времени этот

термин утратил до некоторой степени свой оскорбительный смысл и стал лишь

напоминать об уникальном событии в истории человечества.

2. Постепенно обедневшие, численно сократившиеся, но не сломленные

еврейские общины Испании частично оправились от катастрофы 1391 года.

Теперь борьбу против них возглавили некоторые их бывшие единоверцы,

которые с характерным для евреев оптимизмом надеялись достичь того, что не

удалось христианам, - обращения всех евреев в католичество. Епископ

Бургоса постарался издать серию новых эдиктов. Тем временем подгоняемый

тем же злым духом фанатичный доминиканский монах Винсент Феррер,

впоследствии канонизированный как святой, пересек Кастилию из конца в

конец, обращаясь к евреям с проповедями и стараясь любыми честными и

нечестными путями обратить их в христианство. Он появлялся в синагогах со

свитком Торы а одной руке и распятием в другой, а следовавшая за ним по

пятам толпа разнузданной черни придавала "вес" его аргументам. Результатом

была новая волна массовых крещений в 1411 году, во время которой целые

общины приняли веру сильных. Затем этот ревностный миссионер вернулся в

Арагон, где занялся тем же делом. Здесь ему помогал крещеный еврей Местре

Херонимо де Санта Фе (Мегадеф, т. е. богохульник, как его прозвали его

бывшие единоверцы). Последний настойчиво убеждал антипапу Бенедикта XIII,

чьим личным врачом он был, устроить диспут между представителями иудаизма

и христианства о преимуществах той или иной веры. Антипапа согласился, и

еврейским общинам Арагона и Каталонии было предложено прислать

представителей в Тортозу для защиты своей веры.

Диспут, на котором председательствовал сам Бенедикт XIII, явился одним из

самых примечательных за весь период средневековья. Он продолжался год и

девять месяцев и растянулся на 69 заседаний. Однако результат был известен

заранее, ибо, как всегда, истинность христианства считалась не подлежащей

сомнению, и подвергавшаяся нападкам сторона была лишена свободы слова.

Единственным заметным результатом было издание папой, вскоре, к счастью,

лишившимся последних остатков своей власти, чрезвычайно суровой буллы,

которая запрещала евреям изучать Талмуд, иметь более одной синагоги в

каждом городе и предписывала им не менее трех раз в год слушать

предназначенные для их обращения христианские проповеди. Во время диспута

в Тортозе и после него продолжалась борьба с иудаизмом. Желая избавиться

от тяжелой участи, целые общины принимали крещение, и в течение нескольких

лет было обращено в христианство еще тридцать пять тысяч человек.

Тем временем выросло новое поколение марранов, воспитанных в лоне церкви,

но столь же нестойких в христианстве, как и их отцы. Они шли к священнику,

чтобы тот совершил брачный обряд, они обязательно крестили своих детей,

они пунктуально посещали мессу и исповедовались в грехах. Однако за этим

внешним притворством в душе марраны оставались евреями. Они соблюдали

традиционные обряды во всех деталях. Они старались блюсти субботу,

насколько это было в их силах, и если бы глянуть сверху на город, можно

было бы увидеть, что из многих труб в этот день не поднимался дымок.

Некоторые даже делали обрезание своим сыновьям. Браки заключались

преимущественно в своей среде. Временами они украдкой посещали синагоги и

посылали им масло для светильников. Они были евреями во всем, кроме имени,

и христианами лишь по форме.

С другой стороны, их социальный прогресс был поразительно быстрым. Во всех

слоях общества новые христиане занимали самые видные и самые доходные

посты. Наиболее богатые из них породнились с высшей знатью страны. В

Арагоне трудно было найти хоть одну аристократическую семью, начиная с

самого короля, в которой бы не было примеси еврейской крови. Половину всех

важных постов при дворе занимали крещеные евреи или их прямые потомки. Они

наполняли собой судейство, чиновничество, армию, университеты, даже

церковь. Население, завидовавшее успехам марранов, видело в них лишь

лицемерных евреев, которые не утратили ни одной из своих черт и пробивали

себе путь к высшим, самым выгодным постам в стране в ущерб истинным

христианам.