Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 13 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Пророки могли появляться в любых слоях общества, от высшего до самого

низшего. Ими становились придворные, жрецы, пастухи, землепашцы. Когда при

царе Ахаве Самария достигла вершин роскоши, продажности, идолопоклонства и

порока, Элиягу-Тишби (Илья-пророк) поднял голос протеста. Простой

крестьянин, одетый в шкуры, неожиданно появлялся, высказывал упреки царю

или его супруге и вновь исчезал. Его личность произвела неизгладимое

впечатление на воображение народа. О нем рассказывали чудесные истории.

Вплоть до сегодняшнего дня фантазия еврейского народа считает его живым и

действующим среди народа, которому он посвятил свою жизнь. Его сменил

Элиша, эффектная личность, который чувствовал себя одинаково свободно при

дворе, в поле, в общении с представителями высших классов. Его влияние в

Дамаске было не меньшим, чем в Самарии; он вырисовывается на заднем плане

как подстрекатель переворота, в результате которого династию Омри сменила

династия Иеху. Никто из этих выдающихся личностей не оставил после себя

письменных памятников, которые могли бы передать последующим поколениям

точный смысл их учения. Только с периода царствования Иеровоама II

послания пророков стали сохраняться в письменной форме. Несомненно, имена

многих вдохновленных Богом реформаторов утеряны; возможно, что из

пророчеств тех, чьи имена сохранились, дошла до нас лишь малая часть.

Однако и этого оказалось достаточно, чтобы глубоко повлиять на жизнь

человечества и в особенности на жизнь еврейского народа. В этих

пророчествах воплощены идеалы справедливости, к которой стремились

мечтатели и реформаторы всех народов и во всех странах с тех времен и по

сей день. Своей эффективностью эти пророчества в немалой степени обязаны

не только моральной экспрессии их авторов, но и неподражаемой форме, в

которой они написаны. Представляя собой нечто среднее между прозой и

поэзией, оживленные сравнениями, включающие в себя лирические, скорбные и

сатирические выступления, они и теперь считаются шедеврами мировой

литературы.

2. Примерно в 765 г. до н. э. на празднике возле святилища в Вет-Эле, в

царстве Самарии, которое находилось тогда в расцвете своего могущества,

появился иудейский пастух по имени Амос. Его обличение собравшихся - их

жадности, нечестности, их угнетения бедняков - было беспощадным. Он

потревожил самодовольство тех, кто его слышал, неожиданной мыслью, что

божественный выбор, которым они гордились, означает большую

ответственность, а не свободу от нее. Он предупредил их, что их

поверхностная религиозность не спасет их в день неминуемого возмездия.

Существенными чертами истинной веры являются честная жизнь и

справедливость, а не механическое соблюдение внешнего благочестия. Вся

тирада пророка звучит как шедевр литературы, отличающийся ясностью мысли,

многосторонностью, сжатостью формы, методичностью аргументов, красноречием

и выразительностью.

Несколько позже Амоса выступил пророк Осия (Хошеа). Его внимание, так же

как И его предшественника, было поглощено опасностью ассирийского

вторжения. Окончательная победа северной державы казалась ему неизбежной.

Хотя Бог в прошлом заботился о своем народе, тот оказался неверным Ему,

как избалованная женщина, забывшая брачные обеты. В результате, падение

народа предрешено. Если бы у Бога было особое отношение к своему народу,

Он бы выразил его не незаслуженной милостью, а силой наказания. Почти в то

же время пророк Михей предсказал для всего народа как Иудеи, так и Израиля

бедствия за многочисленные грехи, главным образом за угнетение бедняков. К

этой важнейшей теме социальной справедливости еврейский пророк часто

возвращается.

Северное царство шло навстречу собственной гибели; центр еврейской жизни

переместился в Иудею. Исайя - государственный деятель и аристократ

(согласно библейской традиции он происходил из царской династии) - был

выдающейся фигурой при дворе Хизкии и его непосредственных

предшественников. С красноречием, равного которому не было, он клеймил

роскошную жизнь и распущенность, охватившую всю страну, и предсказывал

скорое возмездие. Ассирия, по его мнению, была тем орудием, которое должно

было уничтожить беззаконие.

Однако в пророчествах Исайи был и оптимистический мотив. Триумф Ассирии не

будет окончательным, еврейское государство не погибнет. В настоящее время

страна погрязла в мирских делах и должна быть за это наказана. Вместе с

тем, народ не должен терять надежды, если он впредь будет придерживаться

религиозных предписаний своих отцов, вернется к честной и простой жизни и

не будет вступать в союзы с иноземцами. Исайя, чье резкое выступление

против упадка морали сочеталось с тонкой политической интуицией и

оптимистической верой в будущее, являет собой лучший, характернейший

образец древнего еврейского пророка. В значительной степени благодаря его

советам Иудея выдержала бурю, которая едва не уничтожила ее. И мечта о

Золотом Веке, к которому человечество непрестанно стремится с тех времен и

по сей день, всегда основывалась на яркой картине, нарисованной библейским

пророком.