Страница 71 из 124
Не успели просохнуть чернила на декрете, как Маноэль начал учитывать и
другую сторону вопроса. Он понимал всю ценность евреев в качестве граждан
страны и не хотел терять их услуг. Более того, он, похоже, действительно
желал спасти их души, хотели они того или нет. Выход был один. Ради него,
ради государства, ради самих евреев их нужно было заставить принять
христианскую веру.
Первый удар был нанесем по родителям, несмотря на то, что клерикальная
партия считала задуманный шаг не соответствующим церковному канону. Весной
1497 г. а начале праздника Пасхи был отдан приказ представить в следующее
воскресенье всех еврейских детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет
для крещения. Те, кто не пришли добровольно в назначенное время, были
схвачены королевскими чиновниками и силой погружены в купель.
Тем временем подошла дата, назначенная для высылки евреев из страны. По
прибытии в столицу, - единственный порт для отправки - евреи были согнаны
на невероятно малой площади и оставлены без еды и питья в надежде, что эти
лишения откроют им глаза на истинную веру. Те, кто все же отказывался
креститься, оставались под стражей, пока не истек срок, предоставленный им
для выезда из страны. Затем им объявили, что ввиду невыезда в срок они
лишались свободы и отныне являются рабами короля. Этим способом было
сломлено сопротивление большинства, и целые толпы приняли крещение. Других
волокли и купали силой. Тех, кто все еще протестовал, облили "святой"
водой и объявили христианами.
Лица, крещенные при таких обстоятельствах, вряд ли могли стать искренними
приверженцами христианства. Они во всех отношениях походили на марранов
Испании, с той лишь особенностью, что они представляли собой не часть
общин, согласившуюся креститься во избежание смерти, но почти все
еврейское население страны. Среди них были бедные и богатые, полуграмотные
и ученые, даже раввины. Поэтому тайное еврейство в Португалии было еще
более стойкое, чем в Испании. Долгое время оно существовало почти
безнаказанно. Инквизиция была введена в Португалии только в 1531 году, и
лишь в 1579 году Святой трибунал приобрел здесь ту же неограниченную
власть, что в соседней стране.
Так обстояло дело почти полстолетия, пока "новые христиане" Португалии не
приспособились к новым условиям. Все это время они сохраняли отличие от
остальной массы населения и представляли собой объект фанатической
ненависти, которую не смогла смягчить внешняя смена религии. Вспышки
насилия против них достигли кульминации в ужасной резне "новых христиан" в
Лиссабоне в апреле 1506 года, когда погибло не менее двух тысяч человек.
Отныне традиции иберийского еврейства, история которого насчитывала
пятнадцать веков, были представлены этими христианами поневоле.
Так оборвалась существовавшая с незапамятных времен связь евреев с
Иберийским полуостровом. Западноевропейская глава еврейской истории,
начавшаяся на заре средних веков, закончилась вместе с ними, и центр
тяжести опять переместился на Восток.
|