Страница 26 из 124
4. Недавнее пробуждение народа, как это почти всегда бывает в истории,
сопровождалось культурным возрождением. Оно нашло свое выражение в размахе
строительства, в сооружении монументальной гробницы Хасмонеев близ Модиин,
в выпуске первых еврейских монет. Но более всего возрождение отразилось в
литературе. Еще в то время, когда в Храме царила "мерзость запустения",
т. е. до того, как Хасмонеи подняли знамя восстания, некий ревнитель веры
составил книгу Даниила, вошедшую в канон Священного Писания. В этой книге
в словах, приписываемых человеку, жившему четырьмя веками ранее в
Вавилоне, была сделана попытка показать, что происходящее в стране - это
последняя попытка подавить еврейский народ и его святой город. Вавилоняне,
мидяне, персы делали для этого все что могли. Теперь же наступила очередь
грека, "маленького рога", как автор презрительно называет Антиоха. Но и
эта попытка закончится провалом, и наступит окончательный триумф слуг
Всевышнего.
Это мистическое сочинение подкрепляло убежденность стремившихся к победе
хасидим. И когда они добились победы, их радость выразилась в хвалебных
песнях. Предполагается, что именно в честь победы Хасмонеев были
составлены хвалебные псалмы (СХIII-СХУIII), которые у евреев исполняются
при любом публичном благодарении Бога. В некоторых других псалмах тоже
прослеживаются намеки на события тех дней; во всяком случае почти нет
сомнения в том, что сборник псалмов приобрел свою окончательную форму в
это время.
История народа отражена также в различных добавлениях к книгам Эсфири и
Даниила. Иошуа сын Сираха, современник Мататьягу-Хасмонея, составил
Экклезиаст (Когелет) - книгу мудрости, содержащую советы для повседневной
жизни. Выдуманный рассказ о гипотетическом освобождении еврейского народа
от ассирийского ига благодаря преданности женщины по имени Юдифь,
очевидно, был написан для укрепления морали народа во время борьбы. В
начале царствования Александра Янная была составлена Первая книга
Маккааеев, полуофициальная история недавней войны. Оригинальный еврейский
текст этих книг утерян. (Большая часть Экклезиаста была найдена в Каирской
синагоге. Это была одна из самых удивительных литературных находок нового
времени). Они сохранились лишь в древнегреческом переводе в апокрифах -
приложениях к Библии - и в течение долгого времени были совершенно
неизвестны в еврейских кругах. Однако, несмотря на иноязычное изложение,
они являются ярким свидетельством литературной активности, вызванной
победой Хасмонеев.
5. В тот период еврейский народ жил не только в Палестине и на прилегающих
территориях; его выход за пределы страны так же важен, как и консолидация
внутри ее. Уже в первом веке до н. э. географ Страбон отмечал, что евреи
проникли во все страны, так что трудно найти место, где бы их не было. Это
свидетельствует о растущем значении диаспоры (рассеяния, иврит: гола,
галут) в этот период. Евреи были небольшим народом, но иудаизм уже был
мировой религией. Нигде еврейское поселение не было столь значительным,
как в Египте. Отдельные семьи, очевидно, переселились туда еще во времена
Первого Храма; после разрушения его переселение стало массовым. Говорившая
по-арамейски военная колония на острове Элефантина построила небольшое
святилище, которое сохранилось до четвертого века н. э. Недавно
обнаруженные арамейские документы проливают свет на этот период и до
недавних находок в Лахише они являлись древнейшими подлинными письменными
материалами, относящимися к еврейской истории.
|