Страница 106 из 124
XXX. НОВЫЙ МИР
1. Разразившаяся летом 1914 года первая мировая война, в которую
постепенно были вовлечены чуть ли не все страны мира, явилась во многих
отношениях целой эпохой в истории еврейского народа. Поток эмиграции из
Восточной Европы, начавшийся в 1881 году, был автоматически перекрыт. Бои
на Восточном фронте, то продвигавшемся вперед, то отступавшем, шли на
территории старых польских провинций, где проживала огромная масса
еврейского населения. В результате неизбежных в ходе боев разрушений и
безжалостных депортаций, зачастую вызванных явно антисемитскими
предрассудками, многие общины были полностью уничтожены, а тысячи
еврейских семей доведены до крайней нужды.
Но эти страдания были незначительными по сравнению с тем, что еще
предстояло перенести. В России цари наконец поплатились за столетия
неумелого правления, и весной 1917 года в Петрограде произошла революция.
Одним из первых актов нового правительства было провозглашение принципа
равенства для всех независимо от национальности и вероисповедания.
Казалось, перед русским еврейством забрезжила заря новой золотой эры. Но
вскоре события приняли новый оборот. 7 ноября произошла молниеносная
большевистская революция, которая свергла власть умеренных и отдала судьбы
страны в руки Советов рабочих и крестьян, и страна погрузилась в пучину
гражданской войны. Одна сторона обвиняла евреев в приверженности новому
строю, другая - в контрреволюционной деятельности, и для всех евреи
служили козлами отпущения.
Хуже всего были условия на Украине, где была сделана попытка создать
независимую республику во главе с гетманом Петлюрой - достойным преемником
Хмельницкого. Сюда сразу же вторглись и большевики, и монархисты - плохо
вооруженные, недисциплинированные, у которых было одно общее: ни те, ни
другие не упускали случая поиздеваться над евреями. Когда беспорядки,
казалось, уже прекратились, появилась Белая армия царского генерала
Деникина, попытавшаяся свергнуть большевистский режим. Имя Белой армии
связано с наибольшими зверствами в еврейской истории со времен
средневековья. Почти в каждом городе и местечке происходили погромы, по
сравнению с которыми эксцессы предвоенных лет казались лишь пьяными
выходками. Число убитых превзошло четверть миллиона; столько же погибло от
голода и болезней. Те, кто остался в живых, были доведены до нищеты.
Пример оказался заразительным, и во всей Восточной Европе - в Венгрии,
Польше, Румынии - в беспокойный период, последовавший за прекращением
военных действий осенью 1918 года, тоже произошли погромы, хотя и в
меньших масштабах.
2. Когда стихли бои, стало ясно, что условия жизни еврейского народа за
последние десять лет коренным образом изменились. В 1914 году основная
масса мирового еврейства жила в Российской империи. Теперь она
раскололась, так что из пяти с лишним миллионов евреев, проживавших на
территориях, ранее принадлежавших России, свыше половины оказались в
Польской республике. Здесь, как и в других государствах, обязанных своим
рождением недавним событиям, пункты о "меньшинствах", которые были
включены в различные мирные договоры в значительной степени благодаря
усилиям еврейских делегаций на Парижской конференции, гарантировали равные
права и возможности для всех без различия национальности или религии. То
же было в Литве, Латвии, Эстонии, Чехословакии и Румынии, которая,
присоединив к себе значительную часть Венгрии, удвоила свое еврейское
население.
Для летаргического сефардского еврейства Ближнего Востока война 1914-18
годов также явилась поворотным пунктом. Правда, оно мало пострадало
собственно от военных действий, однако волна национализма, поднявшаяся
по-"сле заключения мира, очень сильно ударила по евреям. Турция стала
превращаться в национальное государство и не желала больше терпеть у себе
инородные тела, чуждые туркам по культуре, по религии и по языку, как она
делала во всей своей прежней истории. Аналогичным было положение в Греции,
которая после Балканской войны 1912 года присоединила к себе крупный порт
Салоники. После восстановления мира греческое правительство стало
постепенно превращать этот важный центр в греческий город. Еврейское
население систематически лишалось экономических возможностей и оно начало
уменьшаться как относительно, так и абсолютно, и в результате евреи, в
течение многих веков составлявшие в Салониках большинство населения,
превратились в меньшинство, хотя и немаловажное. Значение сефардских общин
Леванта, возникших в результате изгнания из Испании в 1492 году, стало
быстро падать.
Наибольшее количество евреев теперь находилось в Соединенных Штатах
Америки. Волна иммиграции, приостановленная мировой войной, никогда уже не
достигла первоначальных размеров и в конце концов стала совсем
незначительной. Однако в результате естественного прироста и
беспрецедентной иммиграции довоенных лет еврейское население США превысило
четыре миллиона. Американское еврейство составляло не только самую
многочисленную, но и самую богатую часть еврейского народа. Если бы не та
поддержка, которую оно, начиная с 1914 года, так щедро оказывало своим
братьям в Восточной Европе, страдания последних неизбежно были бы гораздо
большими. В течение долгих лет, что бы ни случалось, взгляды мирового
еврейства обращались за помощью к Америке.
С прекращением иммиграции в Соединенные Штаты начал расширяться район
еврейского расселения, хотя из-за различных ограничений послевоенные
миграции населения были не столь значительны. Временный экономический
расцвет Франции привлек в эту страну большое число переселенцев. Еврейская
община Парижа за десятилетие выросла более чем вдвое. Увеличилось
еврейское население небольших стран Западной Европы - Норвегии, Швеции,
Португалии, даже Испании; часть беженцев из России осела на Дальнем
Востоке, создав ряд новых общин в Китае и Японии. Большая часть
направилась в Центральную и Южную Америку. Евреи расселились по всему
континенту от Мексики почти до Магелланова пролива, создав везде свои
синагоги и различные учреждения. Большинство осело в Аргентине, в
сельскохозяйственных колониях, созданных бароном де Гиршем поколением
раньше в качестве прибежища для преследуемых евреев России. (Барон де Гирш
действовал через свой фонд - "Ассоциацию еврейской колонизации", которая и
теперь поддерживает еврейские колонии в Аргентине).
К 1950 году число евреев в этой стране, насчитывавшее до первой мировой
войны менее 10 тысяч, приблизилось к 40 тысячам. Появилась некоторая
возможность, чтобы слава испано-язычного еврейства возродилась в Западном
полушарии.
|