Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 62 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Временами нападки переключались с еврейской литературы на литургию, и в

некоторых древних молитвах, составленных в стране, где о христианстве

тогда и не помышляли, отыскивали места, которые можно было толковать как

оскорбительные для дочерней религии и ее основателя. В частности, нападки

обрушивались на полную достоинства молитву "Алейну", составленную Аббой

Высоким (см. гл. XII), в которой говорилось о тщете объектов поклонения

язычников. В 1278 г. папа Николай III, вообразив, что можно добиться

обращения евреев в истинную веру, если заставить их выслушать изложение

христианской доктрины, потребовал, чтобы христианам было разрешено

произносить проповеди в синагогах. Как и большинство антиеврейских законов

этого периода, этот закон редко проводился в жизнь, но теперь любой

фанатичный монах мог прийти во главе толпы в синагогу, поставить перед

амвоном распятие и выступить с проповедью.

5. Данное выше описание положения средневекового еврейства, конечно,

нельзя считать универсальным. Ближайшее приближение к типичному

"феодальному" еврейству мы находим в Англии, где евреи поселились довольно

поздно. Во Франции и в Германии экономическое и правовое положение евреев

было схожим, но ввиду древности еврейского поселения и постепенной

эволюции, а также из-за различий в политическом строе этих двух стран,

делать здесь обобщения не так легко.

Даже в тех странах, где евреи были полностью отстранены от обычной

деятельности, еврейские общины не ограничивались каким-либо одним

занятием. Основу, правда, составляли ростовщики. Но от них обязательно

зависели, прямо или косвенно, многие люди иных профессий. Еврейские врачи,

часто одновременно бывшие учеными, славились своим уменьем. Правда,

церковный закон запрещал христианам пользоваться их услугами, дабы они не

приобрели физическую или моральную власть над христианской душой. Но в

каждом серьезном случае, а часто и без специального предлога на это

ограничение не обращали внимания. Евреи зачастую служили личными врачами

королей и князей и даже лечили самих пап.

В некоторых ремеслах евреи долго сохраняли свое превосходство, особенно на

юге и востоке Европы. Долгое время в их руках почти полностью находилось

красильное и шелкоткацкое производство в Сицилии, Греции и дальше на

востоке. Вениамин из Туделы, еврей, который в конце XII века пересек все

Средиземноморье и был первым достойным доверия средневековым

путешественником, упоминает множество мест, где еврейские общины целиком

держались на этих занятиях. Повсеместно было представлено также искусство

обработки драгоценных камней и золота, наиболее подходящее для

преследуемого кочевника, которому желательно было иметь свое богатство в

самой удобной для перевозки форме. В Испании и южной Италии, включая

Сицилию, экономическая деградация евреев была наименьшей. Евреи здесь

никогда не оставляли занятия ремеслом. В больших городах имелись еврейские

ремесленные цеха. Многие по-прежнему занимались торговлей, оптовой и в

розницу, и хотя некоторая часть давала в рост деньги или брала на откуп

сбор налогов, эти занятия никогда не стали основными для местных евреев.

6. Всегда, начиная с древней Александрии с ее знаменитым районом "Дельта",

религиозная и социальная солидарность, усиленная враждой со стороны

соседей-неевреев, содействовала тому, что евреи селились на одной улице

или в одном квартале. Эта тенденция получила подкрепление, когда III

Латеранский собор запретил христианам жить в непосредственной близости к

иноверцам, чтобы избе-

жать всякой возможности влияния последних. Еврейский квартал повсюду носил

свое имя. Дома обычно группировались вокруг синагоги, где службу

приходилось вести вполголоса, дабы не оскорбить слуха прохожих. Рядом с

синагогой помещались школа, баня вместе с мастерской, больница, служившая

одновременно гостиницей для приезжих, а в крупных общинах также зал для

свадеб и тому подобных празднеств.