Страница 19 из 124
VII. БОРЬБА ПРОТИВ ЭЛЛИНИЗМА
1. После периода деятельности Нехемьи палестинские события для нас покрыты
мраком. Внутри страны это был период консолидации. В политической сфере
заметна роль первосвященников. Мы знаем о преследованиях евреев в
Персидской империи, которые были предотвращены благодаря влиянию при дворе
еврейки Эстер (Эсфири). Наконец, в 334 г. до н. э. на Азию ураганом
обрушился Александр Македонский и сокрушил Персидскую империю.
Легенда рассказывает, что Александр готовился идти походом на Иерусалим,
но приезд к нему первосвященника умиротворил его. Это свидетельствует о
мирном принятии палестинскими евреями нового режима.
Со смертью великого завоевателя его империя распалась. Военачальники
передрались между собой за власть над всей империей или хотя бы над частью
ее. Захватившие Египет Птолемеи проявили себя добрыми и веротерпимыми
правителями, согласными предоставить Иудее почти полную автономию, лишь
взимая с нее умеренную годовую дань. Согласно легенде, именно по указанию
Птолемея Филадельфа - второго царя из этой династии - Библия была
переведена на греческий язык семьюдесятью старцами, присланными из
Иерусалима. Этот первый перевод Библии известен под названием
"Септуагинта" ("Перевод семидесяти толковников").
В связи с отсутствием какой-либо иной власти в политической сфере
национальное чувство все больше сплачивалось вокруг личности
первосвященника. Мы читаем в этот период о некоем Шимоне Справедливом,
который позднейшим поколениям представлялся идеальным вождем и учителем и
считался прототипом будущих раввинов. После его смерти каста священников
(коганим) принимала все более светский характер.
Тем временем между Птолемеями и династией Селевкидов в Сирии шла то
затихавшая, то вновь вспыхивавшая война. На короткие периоды (295,
219-217, 202 гг.) Селевкидам удавалось захватить Палестину. Птолемеи
постоянно отвоевывали ее обратно, пока в 198 г. до н. э. Антиох Великий не
одержал решительной победы над египтянами в Панеас близ истоков Иордана.
Страна окончательно перешла под власть Селевкидов.
2. В 195 г. до н. э. на трон Селевкидов взошел Антиох IV. Он родился в
Афинах и гордился больше всего тем, что однажды был избран правителем
родного города. Это чрезвычайно усилило его глубокое восхищение греческой
культурой, которая в его глазах являлась вершиной человеческого прогресса
и совершенства. Целью его жизни стало "цивилизовать" его владения, внедряя
греческий образ жизни. Природная неуравновешенность и тщеславие царя,
толкнувшие его принять имя Епифан (Знаменитый), превратили это стремление
чуть ли не в манию. Под его руководством процесс эллинизации проник в
каждый уголок государства. Иудея, где раболепствующая часть населения
поддерживала царскую политику, не осталась в стороне от процесса. Все было
сделано для того, чтобы превратить Иерусалим в греческий город. Дома
Строились в эллинистическом стиле. Рядом с цитаделью был устроен гимнасий,
где - мерзость в глазах евреев! - нагие юноши занимались спортом. Ради
модного увлечения священники пропускали службу в Храме. Обычными стали
греческие имена, старые еврейские переделывались на греческий манер.
Однако для царя, ощущавшего религиозный сепаратизм евреев, эллинизация
казалась еще недостаточно быстрой и глубокой.
Грязная борьба за пост первосвященника дала ему повод для прямого
вмешательства. Когда римляне в 168 г. до н.э. вынудили его уйти из Египта,
он предпринял решающий шаг. Коль скоро Египет оставался постоянным
соперником, Селевкидам нужно было укрепить южный аванпост Сирийской
империи. Сам Антиох отправился на север, но приказал своему полководцу
Аполлонию занять Иерусалим. Это было сделано без труда: в ближайшую
субботу, когда евреи не могли оказать сопротивления, его армия набросилась
на горожан. Большое число беззащитных людей было убито, другие проданы в
рабство. Городские стены были разрушены до основания, и чтобы держать
город под контролем, на месте цитадели Давида была сооружена новая
крепость Акра.
|