Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 39 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

3. В середине пятого века н. э. условия жизни месопотамского "изгнания"

резко изменились к худшему. Вековые религиозные предрассудки нашли свое

выражение в целом ряде преследований. Апогей наступил в шестом веке, когда

персидский правитель Кобад принял новую веру, которая, по словам ее

врагов, требовала общности не только имущества, но и жен. В конце концов,

экзиларх Зутра II поднял вооруженное восстание. В течение семи лет ему

удалось с помощью как еврейского, так и части нееврейского населения

удерживать район вокруг Махозы. Затем он был разбит численно

превосходившими персами и распят на мосту в своем родном городе (520 г.).

Его сын Зутра III, родившийся в день смерти отца, был увезен а Палестину,

где ради него была сделана попытка возродить пост патриарха - главы

Сангедрина. Евреи Месопотамии никогда уже не смогли достичь того

процветания и влияния, которое они имели до этих трагических событий, хотя

при последних персидских правителях положение несколько улучшилось. Однако

точные детали этих перипетий мало существенны. Того немногого, что мы

знаем, достаточно, чтобы судить о процветавшей, хорошо организованной

жизни евреев в Вавилонии в первые века христианской эры. Их насчитывалось

сотни тысяч, возможно даже миллионы. Ко времени упразднения Сангедрина

еврейское население Месопотамии равнялось, а может быть и превосходило

численностью еврейское население Палестины. Помимо всего, в Месопотамии

возникла уникальная интеллектуальная жизнь, продукт которой в дальнейшей

оказывал постоянное влияние на быт и мышление всего еврейского народа.

 

XII. СОЗДАНИЕ ТАЛМУДА

I. Характерной чертой еврейской истории периода Первого Храма были

пророки, а характерным памятником эпохи была Библия. В период Второго

Храма и позже, когда евреи были оторваны от земли, с которой они были

прежде теснейшим образом связаны, характерной чертой стали раввины, а

литературным памятником эпохи явился Талмуд.

Одно было логическим и естественным следствием другого. Коль скоро у

евреев появился писаный текст, содержащий историю народа, и моральное

учение, которым должны были руководствоваться в повседневной жизни - свод

законов и религиозных обрядов, - то следующим шагом было возникновение

прослойки учителей. С одной стороны, они объясняли священные тексты; с

другой стороны, они выносили решения по всяким делам, с которыми к ним

обращались люди. Как мы видели, задолго до разрушения Иерусалима учителя

Закона - раввины - начали занимать видное место в национальной жизни.

Легенда связывает их с последним из пророков и считает Шимона

Справедливого, первосвященника времен Александра Македонского, первым а

ряду раввинов. Судя по Новому Завету, даже в период Ирода раввины

пользовались огромным уважением. Такие выдающиеся раввины, как Гиллель и

Шаммай, прославились в народе.

Падение Иерусалима смело аристократию и священничество. Остались одни лишь

ученые; и благодаря политике рабби Иоханана бен Заккаи ученые стали играть

ведущую роль в делах еврейского народа в течение многих веков.

Национальный идеал отныне воплощался не в священнике, воине или

земледельце, а в ученом; аристократизм определялся ученостью, а не

семейным богатством.

Трагическое восстание Вар-Кохбы и его безжалостное подавление едва не

явились фатальными для интеллектуальной жизни Палестины. Роль, которую

играли в восстании рабби Акива и другие ученые, была столь велика, что

римские власти попытались полностью задавить школы. Ценой своей жизни Иуда

бен Вава продолжил традицию, тайно посвятив в раввинский сан лучших

учеников Акивы после гибели их учителя. Старая жизнь постепенно

восстановилась в Галилее под руководством крупных ученых, вроде рабби

Меира, зарабатывавшего себе на жизнь в качестве писца, или Шимона бен

Иохаи, которого позже стали считать основателем еврейского мистицизма.

До сих пор учение раввинов опиралось на единственный писаный текст -

Библию. Однако вокруг нее уже выросла значительная устная традиция.

Никаким писаным сводом нельзя исчерпать все случаи жизни, всегда возникали

вопросы и затруднения, касавшиеся того или иного момента, по которому не

было четкого указания в Торе. Юридические споры по хозяйственным и брачным

делам, относительно которых Писание молчало, ежедневно рассматривались в

судах. Более того, было логично понимать библейские указания в некоторых

случаях расширенно, как говорили, "городить ограду вокруг закона", чтобы

кто-либо случайно не нарушил его. Главное заключалось не в том, что

человек обязан делать, а чего делать нельзя. Суть заключалась скорее в

том, что человеку следует делать и чего не следует делать, если он хочет

во всем следовать Торе; это скорее был свод жизненных норм, чем законов.

Постепенно возникли различные правила и интерпретации к Священному

Писанию; самая важная система таких правил была составлена рабби Ишмаэлем,

современником Акивы.