Страница 43 из 124
Так, ко времени упадка Римской империи евреи уже акклиматизировались в
Европе и приобщились к той европейской цивилизации, которая, хорошо это
или плохо, формировала в дальнейшем судьбы мира.
3. Условия жизни евреев при римлянах в целом не отличались от условий
жизни любого другого из многочисленных народов империи. Даже непокорность
их единоверцев в Палестине никак не ухудшила их положения. С некоторых
точек зрения они даже находились в привилегированном положении. Для римлян
религия не играла в жизни первостепенной роли. Приносить жертвы богам было
долгом каждого порядочного гражданина. Императора почитали как божество.
Поклонение его статуе считалось патриотическим долгом; уклонение от этого
рассматривалось как признак нелояльности. Исключение делалось лишь для
евреев - для этого странного народа, чья религия отличалась от всех
прочих, который не допускал никаких изображений в своих синагогах, который
был готов скорее восстать, чем поставить статую Калигулы в свой Храм. С
тех пор римляне больше не пытались повторять этот эксперимент.
Нельзя сказать, что евреи пользовались популярностью у римлян. Поэты того
времени высмеивали их образ жизни, особенно издеваясь над их странным
обычаем отдыхать каждый седьмой день. Несмотря на это, все классы общества
с симпатией знакомились с обрядами иудаизма. Не легко было простой
женщине, а тем более простому мужчине взвалить на себя тяжкий груз Торы.
Однако многие становились полупрозелитами, воздерживались от поклонения
идолам и следовали еврейской традиции в таких вопросах, как суббота или
отказ от запрещенной пищи. Одно время этот модифицированный иудаизм стал
весьма популярным, особенно среди женщин; мы читаем о его приверженцах
среди высших слоев общества, иногда даже при императорском дворе.
Даже после Иудейской войны иудаизм по-прежнему рассматривался как терпимый
культ - единственный признанный культ, помимо официального. Не было и
мысли как-то ограничить деятельность его приверженцев. В повседневной
жизни евреи пользовались полной свободой. Их можно было встретить повсюду:
среди художников и предсказателей судьбы, актеров и нищих. На основании
знаменитого эдикте Каракаллы (212 г.) все свободные жители империи без
ограничений получили римское гражданство. Фактически это диктовалось
финансовыми соображениями, чтобы все одинаково облагались налогом. Но
одновременно с тяготами были дарованы и все преимущества гражданства.
Отныне евреи империи во всех отношениях являлись римскими гражданами,
отличаясь от остальных лишь одной или двумя привилегиями, ио не лишениями
(кроме обязанности платить "еврейский налог"). Такого положения дел Европа
больше не знала вплоть до девятнадцатого столетия.
|