Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 79 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

в. Одним из тех, кто жадно поглощал мистические высказывания "Льва

каббалы" в Сафеде, был Иосиф Каро (1488-1578 гг.). Однако ему довелось

оставить след не в мистицизме, но в более практической области. Уже в

конце XII века, как мы видели, великий Маймо-нид свел в единый свод

традиционное учение, содержавшееся в Талмуде. Спустя сто с небольшим лет

выдающийся ученый - беженец из Германии Ашер Вен Ехиель (1280-1328 гг.),

который стал духовным главой общины в Толедо, составил конспект

юридического материала, содержащегося в каждом трактате Талмуда,

истолкованного и дополненного более поздними авторитетами. Его сын Яков

бен Ашер (умер в 1340 г.) использовал конспект отца как основу для

кодекса, сходного методически с трудом Маймонида. Свой кодекс он назвал

"Четыре ряда" ("Арба турим").

Еще в юности Иосиф Каро начал писать подробный комментарий к этой книге.

Однако "Арба турим" была слишком объемистой и устаревшей, и Каро составил

ее сокращенное изложение, дополненное материалами из его огромного

комментария. Эту книгу он назвал "Шулхан арух" ("Накрытый стол"), намекая

этим, что пища готова, и остается лишь приняться за еду. В ней методично и

ясным языком изложена вся еврейская религиозная и юридическая практика

поведения дома, в синагоге, на работе и в суде. Книга, впервые

опубликованная в 1567 году, сразу же приобрела высокую репутацию и,

неоднократно переиздаваемая, с необычайной быстротой распространилась по

всей диаспоре. Она была принята как последнее слово в еврейском светском и

религиозном праве. Даже ученые предпочитали обращаться к ней, чем рыться в

трудах авторитетов, на которых она ссылалась. На "Шулхан арух" были потом

составлены комментарии и суперкомментарии. Для тех, у кого не было

возможности знакомиться со всей книгой, составлялись сборники извлечений

из нее. Для не знающих иврит выполнялись переводы этих извлечений. Каждый

упомянутый автором книги обряд почитался священным. Каждый поступок еврея

дома, в синагоге и на работе, от вставания утром до отправления ко сну

вечером, был описан, приведен в стереотипу и тем самым лишен жизненности.

Вместе с упадком еврейской жизни во многих общинах (в частности на юге

Европы и в Леванте) быстро пришло в упадок и изучение Талмуда.

Единственным руководством по иудаизму служила книга Каро, и все изучение

ограничивалось ею, "Зогаром" и новой мистической литературой. Талмуд и

Мидраш, Раши и Тосафот, средневековые глоссы, комментарии и своды - вся

зрелая литература прошлых времен была в значительной степени забыта.

Однако в Северной Европе имелось еще место, где сохранялись традиционные

ценности. Польша явилась второй гаванью, где нашла себе прибежище

еврейская жизнь в мрачный период, последовавший за средневековьем.

 

XXIV. ПОЛЬША (до 1648 г.)

1. В Восточной Европе, на землях, связанных с незапамятных времен со

славянскими народами, евреи начали селиться очень давно. Археологические

данные показывают, что евреи жили в Киммерийском Босфоре (в Крыму) еще в

первом веке нашей эры. Надгробия на греческом языке свидетельствуют о

наличии приверженцев традиционного иудаизма даже в этом отдаленном месте.

С течением времени район еврейского расселения расширялся, несмотря на

распространение христианства. Постепенно влияние иудаизма стало

ска-зьваться на некоторых полуварварских племенах этого района.

Наиболее важным из них было племя хазар - смешанный народ монгольского

происхождения, занимавший территорию между Волгой, Доном и Кавказом. В

течение двух столетий хазары были одним из важнейших независимых

государств к северу от Византийской империи. В начале VIII века н. э.

князь (каган) Булан принял иудаизм, признав его достоинства. Его примеру

последовала большая часть хазарской знати. Один из его потомков, Овадья,

особенно известен благодаря рвению, с которым он распространял иудаизм,

сооружал синагоги и приглашал к себе в страну иноземных еврейских ученых.

Правящий класс целиком иудаизировался, значительная часть простого народа

тоже приняла новую веру, хотя в соответствии с традиционными еврейскими

принципами веротерпимости последователи других религий не преследовались.

Весь золотой период Хазарского царства оно было преимущественно иудейским.

Однако его расцвет длился недолго. В 965-969 гг. киевский князь

неоднократно вторгался в Хазарию и успешно воевал с каганом. В районе

Крыма хазары еще полстолетия сохраняли независимость, пока в 1016 году

кратковременный союз русских и византийцев не положил ей конец.

2.. История последующих веков в Восточной Европе довольно смутна. Из

летописей нам известно о фанатичных греческих священниках и епископах, об

отдельных погромах и убийствах, о еврейских купцах с Запада, иногда даже

из Испании, смело проникавших в глубь Руси; о крупных раввинах, селившихся

в Новгороде и Киеве; о постепенном расширении района еврейского заселения

на север, на территорию современной Польши; о евреях-торговцах и сборщиках

налогов, иногда даже, чеканщиках, монеты которых носили еврейские надписи.

Нашествие татар в 1240-41 гг. явилось поворотным пунктом в истории всей

Восточной Европы. Русь была завоевана варварами - татаромонголами, вскоре

принявшими ислам. В течение нескольких веков страна была оторвана от

цивилизованной Европы, и наше знание условий жизни евреев в этот период в

основном базируется на догадках. Правда, Польша не была завоевана

татарами, но, начиная с 1241 года, она неоднократно подвергалась их

набегам, опустошавшим страну и превратившим ее главные города в кучи

развалин. Когда набеги наконец прекратились, положение в стране было

ужасное. Средний класс, никогда не бывший особенно крепким, почти

совершенно исчез, торговля и ремесла не существовали. С середины XIII века

правители Польши стали привлекать в страну купцов и ремесленников из

Германии.