Страница 44 из 124
XIV. ПОБЕДА ХРИСТИАНСТВА
1. В таком положении находились евреи цивилизованного мира в период победы
христианства. Мы уже вскользь упоминали о Иешу, или Иисусе из Назарета,
галилейском проповеднике, который был казнен в Иерусалиме во времена
прокуратора Понтия Пилата. Он был один из многих, казненных в то время за
то, что они посмели вступиться за свой народ. Однако Иисус из Назарета
имел две отличительные черты. С одной стороны, он объявил себя (по крайней
мере так полагали многие из его последователей) обещанным мессией, который
должен был спасти свой народ от иноземного ига. С другой стороны, он
следовал традиции моральных и социальных реформаторов, что всегда было
характерно для еврейского народа. В своих странствиях по стране он
призывал народ изменить образ жизни. Его высказывания не были совершенно
оригинальными. Он цитировал и дополнял учения современных ему раввинов,
которые он не раз слышал в синагоге родного города. В духе древних
пророков Израиля он осуждал эксплуатацию бедняков богачами и формализм,
удушающий религию.
При таких обстоятельствах каждый столкнулся бы с решительным
сопротивлением - со стороны римлян, власти которых угрожали его
политические устремления, со стороны модных религиозных вождей, чье
поведение он осуждал, со стороны священников за попытку насильственно
реформировать богослужение в храме, со стороны зажиточных классов, которые
он поносил со злобой бедняка. Когда Иисус умер на кресте, можно было
предположить, что его влияние умрет вместе с ним, как было со многими его
современниками. Однако притягательная сила этой личности, очевидно, была
удивительной. Группа следовавших за ним учеников продолжала хранить его
память и ждала второго пришествия его, чтобы завершить то, что осталось
недоделанным к моменту его смерти. К ним примыкали новые приверженцы. Их
противники в грекоязычной Антиохии презрительно называли их христианами,
от прозвища "Христос", т. е. "помазанник" (мессия-машиах) того, чьему
учению они следовали. Это имя, первоначально употреблявшееся как
презрительное прозвище, стало затем общепринятым; под этим именем древние
еврейские идеалы, перенятые новой верой, стали в дальнейшем частью общего
наследия Западного мира.
2. Поворотный момент наступил, когда некий еврей по имени Саул (Савл) из
Тарса, известный впоследствии как Павел, по пути из Иерусалима в Дамаск
неожиданно уверовал в правоту мессианских претензий покойного вождя,
сторонников которого он раньше жестоко преследовал. Теперь он стал одним
из самых известных и несомненно самым ревностным членом секты.
Со своей пылкой верой, неисчерпаемым мужеством, со своим удивительным
личным обаянием Павел был несравненным пропагандистом. Немногие евреи
оказали на мир такое влияние. Благодаря ему более чем кому-либо,
христианство приняло ту форму, в которой мы его знаем, и распространилось
по всему свету. Он предпринял ряд миссионерских странствий с целью
привлечь новых сторонников. В каждой общине, куда он приезжал, он находил
синагогу, которая служила ему местом для проповедей и центром его
деятельности. Но постепенно он убедился, что христианство не сможет выйти
на широкую дорогу, пока над ним довлеет груз еврейского закона с его
обрезанием и строгими правилами о пище. Не без труда Павел сумел достичь
почти полного разрыва с прошлым. Обрядовые ограничения Ветхого Завета были
отменены. Первоначальная еврейская доктрина христианства смешалась с
философскими концепциями греческого мира и с мистическими течениями,
распространившимися в то время по всей Римской империи.
Этот синтез идей привлек к себе многих и быстро приобрел успех. Несмотря
на некоторые гонения, число приверженцев новой религии вскоре достигло
сотен тысяч. Наконец ее принял император Константин (307-337 гг.), и
христианство стало официальной религией Римской империи.
|