Страница 21 из 124
Отныне вожди патриотов принялись укреплять свое положение - иногда силой
оружия, иногда используя каждую временную слабость или затруднение своих
бывших тиранов. Запоздалые попытки подавить патриотов кончались тем же
результатом, что и первая, пока наконец сирийцам не пришлось предоставить
стране полную независимость. Такой постепенный процесс, возможно, лишен
привлекательности . стремительного удара, однако он требует не только
героизма, но и терпения, самоотречения и политического искусства.
Этому движению особенно повезло с вождями. Не часто в истории одна семья
дает такие образцы преданности и самопожертвования, как братья Хасмонеи,
возглавившие восстание после смерти Мататьягу. Трое - один за другим -
стояли во главе еврейского государства. Два брата пали в бою, проявив
исключительную отвагу; один попал в засаду в мрачный период военных
неудач; еще один был хладнокровно убит врагом, завидовавшим его успеху;
последний брат был убит по династическим мотивам. Ни один из пяти братьев
не умер своей смертью.
Мататьягу умер вскоре после того, как он поднял знамя восстания. На
смертном одре он наказал избрать вождем своего третьего сына Иуду по
прозвищу Маккавей (обычно это имя производится от слова "Маккава" -
молот). Повстанцы Иуды Маккавея не потерпели ни одного поражения и не раз
неожиданной атакой рассеивали посланные против них отряды. Такая
блестящая, хотя и не решающая схватка произошла в 165 г. до н. э. близ
Эммауса, когда армия Горгия, пытавшаяся пройти к Иерусалиму, была
уничтожена почти полностью.
Подобным образом в 164 г., когда Антиох был занят войной с парфянами,
Лисий, который оставался регентом, потерпел тяжелое поражение при попытке
подойти к Иерусалиму с юга. После этого он решил успокоить страну более
умеренной политикой. Был издан указ, восстановивший ритуальное
богослужение. Иуда снова смог занять Иерусалим, Храм был очищен, языческие
алтари уничтожены, и 25-го кислева, в тот самый день, в который за три
года до того началась языческая служба, в Храме возобновилось еврейское
богослужение. Это был день зимнего солнцестояния, и с тех пор праздник
Ханука, праздник открытия Храма, связан с зажиганием свечей, которым с
древнейших времен отмечается этот день.
4. Основная победа была одержана. Исповедание иудаизма в его традиционной
форме опять было разрешено. Однако характер восстания изменился, оно
разрослось, так как преследования вызвали возрождение национального духа,
и впервые после вавилонского пленения появилось движение за полную
независимость. Ободренный успехом, Иуда расширил военные действия.
Последовала продолжительная кампания. После смерти Антиоха в 163 г. и
захвата сирийского престола Деметрием Сотером Иуда одержал важную победу
близ Бет-Хорона над Никанором, командиром корпуса слонов. Долгое время эта
победа отмечалась как народный праздник.
Через месяц сирийский полководец Бакхид вернулся с огромной армией. Иуда в
сопровождении всего восьмисот человек бросился преградить ей путь, но
безуспешно. В Эласе, к северу от Бет-Хорона, его маленький отряд был
разбит и сам он погиб в бою. Его братья вместе с немногими оставшимися
воинами отступили в заиорданские степи. Старший брат Иоханан при попытке
переправить имущество к набатейским арабам попал в руки враждебного
племени и был убит. Остались только второй брат Шимон и младший Ионатан,
который взял на себя командование.
|