Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 91 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

4. Тем временем наступил критический момент для восточноевропейского

еврейства. В 1848 году украинские казаки под руководством гетмана Богдана

Хмельницкого восстали против гнета польских панов, чью политическую и

экономическую тиранию они глубоко ненавидели. В их подневольном положении,

по мнению казахов, были повинны евреи. Еврейская религия была еще более

ненавистна православной церкви, чем католицизм, который пытались навязать

украинцам поляки. Кроме того, евреи служили управляющими польских имений,

сборщиками налогов, арендаторами, содержателями постоялых дворов и

мельниками. Поэтому ненависть казаков к ним была еще большей, чем к

полякам. По всей стране прокатилась волна погромов и убийств таких

размеров и такой жестокости, что оставила позади все преследования евреев

в Европе со времен "Черной смерти". Ужасы усугублялись изощренностью

пыток, которыми они сопровождались. В каждом городе и местечке происходила

трагедия; во многих случаях поляки выдавали убийцам своих еврейских

соседей в надежде спасти собственные жизни.

Это было лишь началом целого ряда подобных волн насилия, которые

окончательно сломили цвет польского еврейства. В 1654 году русский царь

взял казаков под свою защиту и вторгся в Польшу. Еврейское население

Белоруссии и Литвы было либо уничтожено, либо изгнано. Одновременно с

запада на Польшу напал шведский король Карл X, уничтожая все огнем и

мечом. Число евреев, погибших между 1648 и 1658 годом, составило более

100000 человек. Но период ужасов на этом не закончился. Последовал длинный

ряд местных беспорядков, гонений, обвинений в ритуальных убийствах.

Последних было так много, что они вызвали вмешательство самого папы

римского, который после тщательного расследования объявил обвинения в

ритуальных убийствах совершенно необоснованными. В 1768 году на Украине

вновь взбунтовались банды гайдамаков, и их зверства ничем не уступали тем,

которые совершали за 120 лет до них казаки Хмельницкого.

Результатом всего этого явился полный крах польского еврейства. Центр

еврейской жизни переместился на север, и Волынь и Подолия уже никогда не

играли в еврействе той роли, какую они играли до 1648 года. Решения,

принимавшиеся на ряде собраний Совета четырех земель, отражают напряженное

положение, в котором очутилась Польша. Постоянно росли налоги на евреев,

законы ограничивали расходы на семейные празднества и даже число свадеб.

Не менее важным были отголоски этих событий вне Польши. Вся Европа

познакомилась с несчастными, бежавшими от ужасов казацкого террора. В

связи с не прекращавшимися гонениями в Польше и ввиду невозможности

оправиться от экономического краха, тонкая струйка эмиграции из Польши

хлынула в 1648 году неожиданным наводнением и превратилась в постоянный

поток. С конца XI до конца XV века поток еврейского переселения двигался

на восток - из Франции, Испании и с берегов Рейна в Турцию и Польшу. Затем

примерно полтора столетия держалось равновесия. После зверств Хмельницкого

маятник качнулся в обратном направлении, на запад. Это продолжалось с

различной интенсивностью почти три века, пока совершенно не изменило карту

еврейского расселения.

5. Между тем повсюду, даже в Германии, стали возникать новые типы евреев.

После окончания Тридцатилетней войны в этой стране начал развиваться новый

тип государства: подлинно независимое (поскольку власть императора

превратилась в чисто номинальную), сильно централизованное, с совершенной

организацией, бравшее пример с Франции. Правители этих новых абсолютных

монархий брали себе на службу людей отовсюду, даже с "Еврейской улицы". Во

время войны евреи были незаменимы как поставщики, снабжавшие армию всем

необходимым; в мирное время они были бесценными финансовыми советниками.

Евреи всегда были нужны для того чтобы доставать деньги для королевской

или герцогской казны, военное или мирное снаряжение для нового

мероприятия, драгоценности для фаворитов двора. Поэтому почти в каждом

германском государстве, независимо от его отношения к евреям вообще,

имелись один-два "придворных еврея", оказывавших услуг; самому монарху и

его окружению.

История немецкого еврейства этого периоде отмечена такими людьми, как Якоб

Басеви .(1580-1634) из Праги, первый еврей, возведенный в дворянство; как

Самсон Вертгеяиер (1868-1724) из Веаы, главный поставщик при дворах Вены,

Майнца, Пфальцграфства и Тревеса, отвечавший за снабжение австрийской

армии в войне за испанский престол; как Иосиф Зюсс Опенгейи (ум. в 1738),

известный просто как "еврей Зюсс", который некоторое время - до своей

трагической гибели - пользовался огромным влиянием при вюртембергском

дворе.

Помимо этих эмансипированных "придворных евреев", на которых не

распространялись никакие ограничения и которые зачастую пользовались

таким, же влиянием, как любой христианин подобного ранга, в Германии

появились многочисленные евреи - ювелиры, ремесленники, граверы, - которым

на какой-то ограниченный срок даровались особые привилегии и освобождение

от ограничений, распространявшихся на основную массу их единоверцев. Ниже

всех этих категорий находилась беднота, запертая в гетто, отмеченная

особым знаком, вынужденная платить особые налоги и заниматься самыми

презренными профессиями, ущемленная в самых священных и основных правах

человека.