Страница 75 из 124
Спустя немного времени кардинал Караффа сам взошел на папский престол под
именем Павла IV (1555-1359). Реакция торжествовала. Одним из первых
действий нового папы была перемена политики его предшественников,
позволивших марранам-беженцам из Португалии поселиться в Анконе под
папской защитой. Без предупреждения он отказал им в защите и приказал
немедленно принять против них меры. Двадцать четыре мужчины и одна женщина
были сожжены на костре. Остальные, не столь стойкие, были наказаны менее
жестоко.
12 июля 1555 года папа издал буллу, которая вводила в действие все
репрессивное средневековое законодательство, относящееся к евреям. Отныне
их следовало строго изолировать в их квартале, который должен быть окружен
высокой стеной с воротами, запиравшимися на ночь и по большим христианским
праздникам. (Позднее такие кварталы стали называть гетто по названию
еврейского квартала в Венеции, основанного в 1516 г. возле литейного двора
- "гетто"). Евреев изгоняли из всех профессий. Их коммерческую
деятельность строго ограничили, так что на их долю оставались лишь самые
презренные занятия. Евреи были обязаны носить отличительный знак - желтую
шляпу. Им запрещалось иметь недвижимое имущество, и они были вынуждены с
убытком распродавать все, что имели. Этот всеобъемлющий кодекс претворялся
в жизнь со всей возможной строгостью.
Со смертью в 1559 г. Павла IV наступила кратковременная передышка, и
римская чернь, веселясь, надела на статую покойного папы желтую шляпу,
которую он навязал евреям. Вслед за тем до конца столетия папская политика
в отношении евреев была изменчива. Наиболее благоприятный период был при
папе Сиксте V (1585-1590), который, казалось, возродил традиции своих
предшественников эпохи Ренессанса. Но после его смерти опять наступил
поворот к мрачному обскурантизму контрреформации, и ряд строгих
ограничений, которые вводил Клемент VIII, начиная с 1592 года, в конце
концов привел к беспросветной мгле, длившейся вплоть до начала XIX века.
Одновременно евреи были изгнаны из всех меньших центров папских
государств, где насчитывалось тогда более ста общин.
Папской политике более или менее ревностно следовали в остальном
католическом мире, особенно в различных итальянских государствах,
по-прежнему служивших примером для доброй половины христиан. На всем
Апеннинском полуострове выросли гетто, и их система претворялась в жизнь
до последней детали. Таким образом, с середины XVI века Италия, являвшаяся
прежде раем для евреев, стала впервые подавать пример нетерпимости;
гетто со всеми его ограничениями стало характерной чертой еврейской жизни
в Европе.
|