Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 52 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Та часть еврейского народа, которая внесла заметный вклад в историю

человечества и наиболее значительный в историю еврейской культуры, была

отныне постоянно связана с Европой - с европейской культурой, с

европейским мировоззрением и, по крайней мере на протяжении многих

поколений, с европейской почвой.

 

XVII. НОВОЕ УЧЕНИЕ

1. Тот факт, что в период великого переселения народов, сменивший

классическую эпоху, значительная часть народа смогла перебраться из одного

конца Средиземноморья в другой, отнюдь не был беспримерным или хотя бы

примечательным. Уникальным еврейское переселение является потому, что

евреи сумели принести с собой не только свою религию, но и свою

цивилизацию.

То, что это оказалось возможным, можно частично объяснить

условиями завоевания сарацинов. Расцвет арабской литературы оказал влияние

на все Средиземноморье от Багдада до Кордовы. Еврейские общины не могли

остаться в стороне от этого интеллектуального движения. Еврейская наука в

то время почти полностью арабиэировалась. Арабский язык использовался даже

и для полурелигиозных целей; арабские методы тщательно изучались; арабским

образцам старательно подражали. Непосредственным результатом арабского

расцвета явилось возрождение литературы у евреев. В поэзии на иврите

зазвучали светские мотивы; согласно литературной моде века составлялись

словари; и так же, как несколькими веками раньше, Филон и александрийские

эллинисты полагали, что Платон сказал последнее слово в человеческом

мышлении, так теперь ученые считали философию Аристотеля, перенятую

арабами у греков, вершиной интеллектуального мышления.

Бродячие ученые занесли новые идеи а Ан-далузию, где интеллектуальное

возрождение в Х веке при омейядских халифах не могло не отразиться на

еврейских кругах. Поэтому значение мусульманской Испании в еврейской жизни

не ограничивается численностью евреев или их политическим влиянием. Это

была блестящая страница в истории еврейской литературы и мысли.

2. Хасдай ибн Шапрут был меценатом, под покровительством которого началось

возрождение еврейской культуры и зародилась еврейская интеллектуальная

жизнь в Европе. Он покровительствовал ученым новой школы, таким, как

Менахем бен Сарук из Тортосы, автор первого полного словаря библейского

иврита, или его язвительный соперник Дунаш ибн Лабрат. Оба они были

плодовитыми поэтами, причем Дунаш одним из первых начал писать ивритские

стихи, пользуясь правильными размерами в подражание - скорее

бессознательное, чем преднамеренное - арабской поэзии. Позднее еврейская

поэзия расцвела в Испании так, как никогда и нигде больше за пределами

Палестины. Самуил ибн Нагдела сам, как мы уже видели, был поэтом, хотя и

не самым талантливым. Кроме того, он известен тем, что покровительствовал

Соломону ибн Гвиролю (ибн Габироль) из Малаги (? 1021-1056), "Соловью

благочестия", чьи гимны обогатили синагогальную литературу и чьи

философские сочинения, сохранившиеся в латинском переводе, считались

классическими у средневековых католических учителей, которые и не

подозревали, что их автор еврей.

В следующем поколении Моисей ибн Эзра (умер ок. 1139 г.) из Гранады

сравнялся с ибн Гвиролем в поэтическом мастерстве и наверное превзошел его

по глубине чувств. Родственник Моисея, Авраам ибн Эзра (1092-1167)

соперничал с ним в разносторонности тематики. Уроженец Толедо, он не мог

спокойно жить на одном месте и бродил по всему свету: из Испании в Италию,

из Италии во Францию, из Франции в Англию, а затем назад в Испанию. Он

стоит в первом ряду еврейских поэтов и авторов гимнов; он писал труды по

грамматике, философии и астрономии, составил классический комментарий к

Библии, в котором заметны те принципы, которые теперь называются Высшей

Критикой.

Вершиной гуманистической традиции испанского еврейства явился Иуда Галеви

(1086-1141). Врач по профессии, по призванию он был поэтом. Наверно, никто

больше никогда не владел так мастерски языком, на котором уже не говорили.

Ничто еврейское и ничто общечеловеческое не было чуждо его музе: ни

радость дружбы, ни экстаз страсти, ни величие природы, ни тайны религии.

Помимо всего, у него было глубокое чувство к Святой Земле, и его гимны

Сиону равны по своей стройности величайшей любовной лирике мировой

литературы. Следуя по стопам Саадьи-Гаона, поэт написал также философский

труд "Кузари" в форме диалога между еврейским ученым и царем хазар. В ней

автор отстаивал рациональную основу иудаизма. Жизнь Иуды Га-левы была так

же гармонична, как его литературное творчество. Рассказывают, что под

конец жизни он уступил мистическому обаянию своей любимой, которую так

часто воспевал в стихах, и отправился в Святую Землю. Едва увидев

Иерусалим, он в экстазе пал на землю ниц. Проезжавший мимо арабский

всадник направил своего коня прямо на распростертое тело Иуды Галевы, и с

последним дыханием поэт прошептал бессмертные строки своей величайшей оды

Сиону.