Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 59 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

Ведущая роль евреев в западноевропейской торговле была утрачена в Х веке,

с появлением итальянских торговых республик, особенно Венеции и Амальфи,

которые быстро захватили монополию в средиземноморской торговле. Крестовые

походы оказались последним толчком, оторвавшим евреев от коммерции.

Последующие войны за обладание Святой Землей сблизили Восток и Запад

больше, чем когда-либо со времен падения Римской империи. Возросло

значение итальянских приморских городов-государств. В результате, они

стали обеспечивать безопасность паломников в Святую Землю, а вместе с ними

и купцов. Так появился мощный стимул для коммерции у западноевропейских

народов.

Личные качества еврея, прежде являвшиеся его преимуществом, теперь

оказались против него, так как он не мог пользоваться ни привилегиями

христиан, с одной стороны, ни мусульман, с другой. Отсутствие личной

безопасности делало более опасным его коммерческие предприятия. Наконец,

средневековая организация торговли, как и сельского хозяйства и

землевладения, не давала места для иноверца. В каждом городе куплей и

продажей занимались только члены торговой гильдии, и посторонним не

разрешалось конкурировать с ними. Но торговая гильдия была основана

целиком на принципе единообразия. Это была общественная организация, а

горожане не желали иметь общественных контактов с евреями. Имелись и

некоторые религиозные обряды: цеховые богослужения, процессии, иногда

собственная часовня, к которым евреи не имели доступа. Гильдии и цеха

опирались на идею защиты местного жителя от чужака, а евреи, сколько бы

поколений их предков ни жило в этом городе, всегда считались посторонними,

вмешивающимися в чужие дела.

В мануфактуре и ремеслах положение было такое же. В первый период

поселения в Европе евреи проникли и в эту сферу. Но у них было мало шансов

по сравнению с неевреями, тем более, что церковное правило, направленное

против подчинения христианина иноверцу, запрещало евреям нанимать

работников-неевреев и тем самым расширять производство. Наконец,

организация различных ремесленных цехов с их узаконенной абсолютной

монополией на тот или иной вид производства опять-таки исключала всякую

возможность проникновения евреев. В логичной, четкой, всеохватывающей

организации городской и сельской жизни не было места, по крайней мере в

Северной Европе, для "врагов веры Христовой".

2. Однако имелся один незаменимый вид экономической деятельности, о

котором средневековое общество не позаботилось. Финансист, банкир или

ростовщик (все эти термины фактически являются почти синонимами) необходим

в любую эпоху, в которой господствует денежное хозяйство. Вместе с тем

католическая церковь стала выступать против выдачи денег в долг под

проценты на каких бы то ни было условиях. Действительно, Моисеев Закон,

относившийся к пастушеской и земледельческой жизни в маленьких деревенских

общинах, запрещал давать в долг "ближнему" ради выгоды. Нагорная проповедь

в ее употребительном, но неверном переводе, предписывала верующим "давать,

не ожидая ничего взамен" (действительное значение - "никогда не

отчаиваться"). Того же требовал Аристотель, чей авторитет в средние века

уступал лишь Библии. Постепенно и церковь заняла резко отрицательную

позицию по отношению к ростовщичеству независимо от величины взимаемого

процента. На III Лютеранском соборе, состоявшемся в Риме в 1179 г., всем

тем, кто занимался этим позорным для честного христианина делом, было

отказано в христианском погребении.

Фактически эта политика основывалась на ложном идеализме, и ее можно было

бы оправдать, только если бы церковь предприняла какие-то шаги, чтобы

нуждающиеся могли брать в долг без процентов. Лишь присутствие евреев

сделало эту политику возможной, поскольку запрет носил религиозный

характер и распространялся только на христиан. Таким образом, исключенные

из обычного хода жизни, евреи нашли лазейку в этом, самом презираемом и

непопулярном занятии. Раввинские авторитеты не одобряли его; когда речь

шла о взимании процентов с братьев-евреев, они открыто запрещали делать

это. Однако в конце концов они были вынуждены покориться обстоятельствам.

К XIII веку большинство евреев в католических странах, за исключением

Южной Италии и Испании, прямо или косвенно, независимо от своего желания,

зависели от этого низкого занятия.

Таким образом, какое-то время в некоторых странах евреи были единственными

капиталистами. Какое бы крупное дело ни начиналось, приходилось прибегать

к услугам евреев. Их помощь была незаменимой в двух основных занятиях

средневековья - войне и строительстве. Крестовые походы, оказавшиеся столь

роковыми для евреев, были бы невозможны в той форме, в какой они были

предприняты, без их финансовой поддержки. Даже церковные организации

прибегали к их помощи в любом важном деле. Переход Европы в течение двух с

половиной столетий после I крестового похода от натурального хозяйства к

денежному был, несомненно, облегчен благодаря присутствию евреев.

Расцвет еврейского господства в финансовом мире начался с середины XII

века, когда, с одной стороны, евреи оказались лишенными возможности

заниматься торговлей, а с другой, стали строже соблюдать запрет

ростовщичества. Спустя столетие христианин-ростовщик, несмотря на все

юридические и церковные запреты, опять стал обычной, хотя и крайне

непопулярной фигурой. Были найдены юридические зацепки, позволявшие обойти

неудобные правила. Итальянцы имели дурную славу во всей Европе из-за своей

привязанности к этому делу (слово "ломбард" пошло от прозвища итальянцев

из Ломбардии). Против деятельности этих христианских конкурентов под

высочайшим покровительством, с обширными возможностями кооперации, евреи

были бессильны и очень быстро оказались побежденными.