Главная ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ - Cтраница 93 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
19.01.12 18:42
Оглавление
ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Все страницы

В других местах последствия были иными. Бродячие пророки еще долго

проповедовали веру в мессию, отрекшегося от иудаизма. Многих ученых и

благочестивых раввинов подозревали я тайной приверженности, к

саббатианству. Чуть ли не сто лет спустя ученые круги потряс диспут между

равяивбм Яковом Эмденом (ум. в 1776) и Ионатаном Эйбешюцем (ум. в 1764).

Эмдек обвинил Эйбешэца в том, что тот в своих мистических письменных

амулетах ссылался на Шабтая Цви.

На востоке Европы оставалось много евреев, сохранявших мистическую веру в

скорое пришествие мессии. Во второй половине ХУIII века эта вера нашла

себе подкрепление в лице авантюриста из Подолии Якова Лейбовича Франка,

который объявил себя перевоплощением Шабтая Цви и его потомков. Число

приверженцев нового мессии стало вскоре насчитывать тысячи. Новая секта

была обвинена в распущенности и разврате и исключена из еврейства; съезд

раввинов запретил также юношам до зрелого возраста изучать "Зогар", на

который опирались франкисты. В ответ те объявили войну Талмуду и раввинам

и обратились к местным христианским властям с заявлением, что они признают

догмат Троицы. Результатом явился прямо таки средневековый диспут, после

которого Талмуд был осужден и тысячи его экземпляров публично сожжены. В

конце концов франкисты массой приняли господствующую веру, оказавшись в

Дальнейшем такими же сомнительными христианами, какими прежде были иудеями.

7. Более отдаленным результатом волны мессианства явилось возникновение

хасидизма. Движение еврейского возрождения в Польше проникло во все слои

общества, пока не затронуло простого бедняка из Подолии Израиля бон

Элиезера (1700-1760). Новый лидер, мистик, обладавший нежной душой и

редким личным обаянием, проповедовал, что благочестие выше учености и что

каждый человек, как бы беден и невежествен он ни был, может приобщиться к

Богу. Умерщвление плоти не дает ничего, лишь экзальтация и полное

самозабвение могут заполнить пропасть между землей и небом. Вместе с тем,

имеются праведники-цадики, которые близки к Всемогущему и вмешательство

которых может иногда изменить даже Его волю.

Постепенно небольшая кучка учеников, собравшихся вокруг "Владеющего добрым

именем" ("Баал Шем Тов", сокращенно Бешт), как они его называли, выросла и

стала насчитывать много тысяч хасидим (благочестивых). Новое движение

охватило еврейские массы Восточной Европы. Веселью, экстазу и пению во

время молитвы стали придавать большее значение, чем механическому

отправлению литургии. После смерти основателя хасидизма укрепилось

представление о том, что некоторые семьи обладают особыми достоинствами,

которые передаются по наследству от одного цадика (праведника) к другому,

и каждый цадик может служить посредником между людьми и Богом. Дов-Бер из

Межерича (1710-1772) приспособил новое учение ко вкусу более образованных

элементов, среди которых оно начало быстро распространяться. К 1772 году

это движение достигло Литвы, и Вильно стал местом тайных встреч хасидов.

Это вынудило традиционалистов, отвергавших учение хасидов, с одобрения

виленского гаона Элиягу бен Шломо, последнего великого раввина,

предпринять решительные шаги и издать декрет об отлучении от еврейства

всех последователей нового движения. Само собой разумеется, что эта мера

оказалась неэффективной.

В течение нескольких лет восточноевропейское еврейство разделилось на

хасидим и миснагдим (противники). Однако когда накал борьбы спал, обе

стороны прониклись новым духом. Хасиды признали важность традиционного

порядка вещей, и среди них появились выдающиеся раввины. Миснагды стали

более терпимы, и на их взгляды заметно повлияла мягкая человечность их

бывших противников. Это предотвратило превращение хасидизма в отдельную

секту, и его сторонники, число которых достигло миллиона, остались внутри

еврейской религии. Вместе с тем хасидизм внес в иудаизм новый поэтический

элемент, влияние которого на низшие, более впечатлительные и менее

образованные слои народа, чувствовавшие потребность в мистическом

компоненте в повседневной жизни, закрепилось на века.

Лжемессианское движение XVII века с его последующими ответвлениями

знаменовало собой конец эпохи. Евреи Запада утратили последние иллюзии. Их

гордость была задета, и они не скоро оправились от удара. Никакой

лжемессия, полагавшийся на сверхъестественные силы, не мог больше добиться

всеобщего признания. В Восточной Европе, где исчезли последние гиганты

талмудической учености, возникла новая разновидность иудаизма, которая

вначале не нуждалась в этой учености. Со всех точек зрения наступил закат

еврейского средневековья.