Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 88 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Но из другой версии Десяти Заповедей раввины извлекают то, что может быть названо негативной стороной соблюдения субботы, которая заключается в запрещении работать. Во Второзаконии (5:12—15) мы снова находим соблюдение субботы как четвертую заповедь, но соблюдение это связано уже не с сотворением мира, а со спасением. Свобода отдыхать дана израильтянам Богом, Который спас их от египетского рабства. Первое слово в этой версии — «наблюдай» («соблюдай»), и отсюда следует повеление оберегать с великой тщательностью это святое время, создавая вокруг него прочную стену подробных и конкретных правил (например, Шавуот, 20Ь).
Таким образом, суббота воспринимается как дар Божий Израилю, знак завета Бога с Его народом и знак откровения Божьего, способ жить с ощущением Бога как Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира» для евреев, способ почувствовать радость конечного спасения, жизни уже в Царстве Божьем. Это обилие мыслей выражено в субботних молитвах, читаемых, например, за вином, на дополнительной службе, на дневной службе, а также в нижеследующей выдержке из утренней службы, с которой начинается суббота:
«...Ты не даровал его, Господь, Бог наш, другим народам земли, и не сделал его, о Царь наш, наследием тех, кто поклоняется идолам, и неверные не обитают в его отдыхе, но народу Израилеву Ты дал его в любви, семени Иакова, которое избрал Ты. Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его и назвал его самым желанным из всех дней, в память сотворения мира».
ОТДЫХ ОТ РАБОТЫ
Цель субботы ясна, но встает вопрос, вероятно, как и в старые времена: каким образом этого можно достичь? Трудно сказать, в какой момент истории евреев этот день стал важным в иудейской вере. Из многочисленных библейских текстов мы знаем (например, из книг Исход, 31:14; Левит, 16:29, 31; Иеремии, 17:22), что с древности отличительной чертой субботы было воздержание от работы (в корне слова на иврите по-прежнему отражается смысл прекращения работать). Неизбежно следует вопрос: что именно составляет понятие «работа»? Ответы, которые дали на этот вопрос раввины
Мишны и Талмуда, а также способы, с помощью которых эти ответы были интерпретированы сначала ортодоксальными, а затем неортодоксальными иудеями, имеют важный практический смысл.
Библия дает очень мало явных запрещений в отношении субботы. В книге Исход (16:29) говорится: «Оставайтесь каждый у себя (в доме своем), никто не выходи от места своего в седьмой день», в то время как в книге Исход (35:3) утверждается: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы». Предыдущий стих утверждает смертный приговор для тех, кто «будет делать дело» в субботу. Именно ко всему этому отрывку обратились раввины, когда стали устанавливать законы в отношении ограничений на работу по субботам. Бог, полагали они, оставил человеческим существам завершать творение постройкой «Мишкана», «святилища», или «скинии», и как раз эта творческая активность и описана в книге Исход (35).
Слово «Мишкан» трудно передать на английском языке. Оно происходит от корня глагола «обитать» на иврите и означает переносной шатер для собраний, место, в котором сосредоточивается присутствие Бога, обитающего вместе с израильтянами в пустыне. Этот шатер, скиния, стал прообразом Храма, построенного позднее в Иерусалиме. Вторая половина книги Исход посвящена описанию «Мишкана» с приведением подробностей (Исход, 31:1 — 11). Необходимо отметить, что за этим описанием следует одно из самых значительных библейских обращений к субботе (стихи 12—17). Это соединение «Мишкана» и субботы появляется и в других местах, в частности в самой книге Исход (35) и в книге Левит (19:30 и 26:2), где заповедуется: «Субботы Мои храните и святилище Мое чтите». Этому следует Талмуд, усмотрев связь между святилищем
Бога в пространстве и святилищем Бога во времени. Созидательная работа (на иврите «мелаха») определяется как нечто связанное с возведением «Мишкана» (Шабат, 49Ь). Раввины пришли к семи основным категориям запрещенных работ, подразделив их на 39 запретов:
1.    Выращивание и приготовление пищи (11 запретов).
2.    Изготовление одежды (13 запретов).
3.    Кожевенные работы и письмо (9 запретов).
4.    Строительство и разрушение жилища (2 запрета).
5.    Разжигание и гашение огня (2 запрета).
6.    Завершение работы (1 запрет).
7.    Перенос вещей из одного владения в другое (1 запрет).
Любая деятельность, связанная с этими 39 категориями работ, была также запрещена (Шабат, 7:2).
Если мы хотим понять суть многочисленных разновидностей современной иудейской веры, нам необходимо вернуться назад к тому, что лежит в основе различий между ортодоксией и неортодоксией. В самом деле, соблюдение субботы дает четкое указание, к какой части религиозного спектра иудаизма принадлежит тот или иной верующий. Чем подвергнуть себя риску нарушить требования традиционной Галахи (основанные на Моисеевом законе требований), ортодоксальный иудей будет избегать любых действий, которые могут даже отдаленно соответствовать первоначально запрещенной деятельности.