Страница 115 из 134
ИСКУПЛЕНИЕ И снова именно через тексты книг мы можем приблизиться, насколько это возможно, к значению Йом Киппур. На каждую книгу по теологии в христианском учении в иудейском учении есть книжный шкаф с законами, то есть Талмуд. Иудейская теология происходит из традиции и ее выражения в молитве. Это положение применимо и к теологии искупления. Грех в иудаизме разделяет и отчуждает людей от Бога. Как мы уже отмечали, основная цель периода покаяния, который заканчивается Йом Киппур, не только прощение, важное само по себе, но также возрождение. «Тшува» предполагает возвращение таких, какие мы есть, к священнической чистоте. Идея такова, что только через этот путь мир может стать таким, каким Бог создал его и освятил заново. (В мистицизме Мартина Бубера и Авраама Исаака Кука подробно освещается эта тема.) Мы видим в таком случае два измерения этого дня. В отличие от Тиша бе-Ав, Йом Киппур не грустный день. Благодаря аспекту возрождения, в этом дне присутствует радость, как мы это поняли из истории о поющем человеке, в то время как он подметает двор. То, о чем он пел, иными словами, исповедыва- ние во всех грехах, по-прежнему составляет основу службы на Йом Киппур. Однако, перед тем как начнется исповедь, верующим необходимо почувствовать, что они освободились от клятв и обещаний, которые они не смогли выполнить в течение года. Дать клятву или обет в иудаизме означает взять на себя очень серьезное обязательство. И неспособность выполнить его оставляет ощущение совершенного проступка, от которого необходимо освободиться. Поэтому накануне Йом Киппур в синагогах собирается много людей, готовых отстоять длинную службу. Служба начинается с «Кол Нид- рей» («Все обеты»), молитвы, призывающей Бога отменить все обеты, которые не могли быть выполнены. Эту молитву нельзя использовать, чтобы отменить обязательства, которые евреям просто не удалось выполнить, например, вернуть долг. Она относится только к обетам, данным Богу, таким, как добровольный пост (см. главу 13), или другим религиозным обязательствам, которые не смогли быть выполнены по реальным причинам. Исторически самый показательный пример такого обета относится ко времени испанской инквизиции, когда евреи были приведены к клятве верности католической церкви, чтобы избежать преследований. Молитва «Кол Нидрей» сделала возможным для этих евреев поклоняться Богу, не чувствуя при этом, что они отреклись от него. Древний мотив этой молитвы — постоянное напоминание о трудностях, с которыми сталкивались евреи, стремясь сохранить свою веру. Раввин XIII века Игуда Набожный сказал: «Пойте свои молитвы Богу так, чтобы музыка их заставляла сердце плакать, и воздавайте Ему хвалы так, чтобы оно запело. Тогда вы наполнитесь любовью к Нему и радостью, которая забурлит в вашем сердце». После того как взяты обратно религиозные обеты, внимание переносится на грехи. В вопросе греха уже требуется не отмена, а прощение и отпущение грехов. Внимание четко сосредоточено на ответственности каждого из принадлежащих к еврейскому народу в соблюдении этических требований. Исповедальные молитвы составляют с большими или меньшими подробностями, перечень грехов, представленных для прощения. Как и в большинстве иудейских молитв, слово «мы» употребляется повсеместно, напоминая, что каждый человек разделяет печаль, а часто и последствия грехов других людей, но после того как одна часть молитвы закончилась, делается пауза, чтобы каждый мог лично исповедаться в собственных грехах. Более длинный список, он состоит из 44 грехов, в реформистском молитвеннике начинается следующим образом: «За грех, который мы совершили перед Тобой своими глупыми речами. И за грех, который мы совершили перед Тобой, используя свой разум дурно. За грех, который мы совершили перед Тобой по требованиям бизнеса. И за грех, который мы совершили перед Тобой, причиняя насилие. За грех, который мы совершили перед Тобой, когда использовали подкуп. И за грех, который мы совершили перед Тобой, принуждая». Ортодоксальная исповедь подобным же образом перечисляет действия, наносящие ущерб: поспешное осуждение, зависть, сплетничанье — ограничимся только этими тремя. И снова, сама по себе исповедь никого автоматически не возвращает к Богу. В иудаизме ясно подчеркивается, что Бог не прощает человеку какой бы то ни было грех, совершенный против другого человека, если он или она не попытались исправить его. В Мишне говорится: «За проступок между человеком и Богом День искупления искупает; но за проступок между человеком и его ближним День искупления не искупает, если только первый не помирился со своим ближним» (Иома, 8:9).
|