Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 15:46 |
Страница 23 из 134
Огульные утверждения, которые слишком часто выдвигаются против ортодоксии и Библии, нуждаются в тщательном изучении, если мы хотим отразить в правильном свете противопоставление ее с неортодоксией. Обвинение ортодоксальных иудеев в том, что они — «фундаменталисты», мало помогает, главным образом потому, что это слово употребляется в уничижительном смысле и без какого- либо определения. «Фундаментализм» включает в себя ряд значений, но предположение, что ортодоксальные иудеи пренебрегают вопросами языка и стиля библейских книг (иногда это называется библейским критицизмом низшего порядка), просто неверно. Однако по историческим вопросам (иногда именуемым критицизмом высшего порядка) точка зрения ортодоксии на Библию, в особенности на Пятикнижие, нуждается в комментарии. ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ИУДАИЗМ И БИБЛИЯ В Талмуде есть место, где раввины обсуждают порядок и авторство библейских книг (Бава Батра, 14Ь—15а). Поскольку значение Библии в иудаизме не вызывает сомнений, можно было бы ожидать более развернутой дискуссии по этой теме. Создается впечатление, однако, что для раввинов имело значение только то, что эти книги были ниспосланы, разве что с различной степенью наития (как мы видели в главе 2). Вопрос, кто именно написал их, не вызывал особого интереса. Все были согласны, что Моисей написал Пятикнижие (первые пять книг). Предметом дебатов между верующими и еретиками был вопрос, были ли они «ниспосланы Небом», то есть был ли Бог их истинным автором. Этот тип библейского критицизма, который появился позднее, не был основан раввинами Талмуда. Идея о различных частях писаний в Пятикнижии просто не возникала. Доказывалось, однако (в особенности ведущим ученым Масорти (консервативным) Льюисом Якобсом — см. главу 5), что совершенно не обязательно, что Бог дал Моисею все Пятикнижие, в том числе счет событий, которые еще должны были случиться. По мнению Якобса, раввины никогда этого не утверждали. То, что «Моисей получил Тору на горе Синай» (Авот, 1:1), означает скорее, что законы и догматы, которые содержатся в письменной и устной Торе, были явлены на Синае. Само по себе это уже серьезное заявление, с которым неортодоксальные иудеи не согласны. Но это и не просто вопрос отношения к Библии неортодоксальных иудеев с их философскими и лингвистическими познаниями, которые помогают им интерпретировать Библию, в то время как ортодоксальные иудеи удаляются в своего рода фундаменталистскую тихую заводь, как это вытекает из трудов крупных специалистов.
|