Страница 81 из 134
Некоторые относят начальные этапы существования синагоги к пленению в VI веке до н. э. Лишенные Храма, евреи, вполне вероятно, стали собираться вместе, чтобы молиться. Текстовые доказательства, однако, заставляют со всей очевидностью предполагать, что, вернувшись после пленения, евреи в Израиле собирались вместе, уже после восстановления Храма, чтобы послушать, как читают Тору (Неемия, 8:7—8). Традиция приписывает Езд- ре учреждение чтений в понедельник и четверг по утрам, когда множество людей соберется на рынке и на заседаниях суда (Талмуд Иерушалаим, 4:1), а также в субботу днем, потому что все торговцы будут свободны и смогут прийти (Бава Кама, 82а). (Упоминания о датах общественных чтений Торы по особым случаям во времена Моисея, Иисуса На- вина и Осии можно найти во Второзаконии, 31:10f; в книге Осии, 8:34; и во 2-й Царств, 23:2 соответственно.) К I веку н. э. философ Фило и историк Иосиф упоминают регулярные чтения по субботам как уже устоявшуюся традицию. О центральном месте синагоги в чтениях Священного Писания свидетельствует Новый Завет (например, Лука, 4:16— 20, особым образом упоминает чтения, и Марк, 12:9; Деяния, 18:4, упоминают учение), в то время как только один текст Нового Завета (Матфей, 6:5) определяет синагогу как место для молитв, и то имея в виду «собрание людей», а не здание. Только после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. в Палестине все эти разнообразные способы выражения веры смогли быть собраны вместе под одной крышей специально отведенного для этого здания. Неудивительно поэтому, что, начиная с этого времени выдающееся значение синагоги резко возрастает (Талмуд говорит, ни много ни мало, о 394 «домах собраний» в одном только Иерусалиме к 70 г. н. э., однако число «синагог» в смысле «зданий, где проводятся все богослужения», кроме жертвоприношений, вероятно, все-таки стало заметно возрастать только уже после этого времени). То, что мы имеем сейчас, это соединение молельни, школы и места для собраний, которое напоминает нам о разнообразных и сложных источниках происхождения синагоги как отдельного института. Но в любом случае центральная роль в культе остается за Торой. ЧТЕНИЕ ТОРЫ Синагога, будь то большое здание с украшениями или простая маленькая комната, должна иметь два характерных признака: в ней должен быть ковчег для свитков Торы и стол, на котором их читают. В соответствии с книгой Исход (25:10—16), скиния, которую возводили в пустыне, содержала две каменные доски, скрижали, явленные Моисею на Синае. Они хранились в деревянном ящике, покрытом золотом. Этот ящик назывался «арон ко- деш» («святой ковчег»). Ковчег исчез во времена разрушения Первого Храма Соломона. В талмудические времена ковчег представлял собой обычный переносной сундук, однако начиная с эпохи средневековья он уже представляет собой шкаф, прикрепленный к восточной стене синагоги. (Евреи-сефар- ды называют его «гейкаль» («святилище»), а не «арон кодеш».) В нем хранятся свитки Торы, и, таким образом, он является центром внимания в синагоге. Напротив ковчега или сразу же за дверями висит красиво расшитый занавес (некоторые полагают, что занавес предназначен напоминать о завесе, отделяющей самую сокровенную часть Храма, Святая Святых). Синагога западного Лондона знаменита своей решеткой искусной работы, которя позволяет видеть свитки во время службы. Чаще это впечатляющее зрелище представляется взору присутствующих сразу после того, как Тору вынимают к началу чтения.
|