Добавил(а) Administrator
|
24.01.12 15:46 |
Страница 58 из 134
Непрерывное сокращение численности и без того небольшой еврейской общины (330 тыс. человек) в Великобритании привело недавно к появлению ряда особых инициатив, направленных на усиление роли домашнего религиозного образования. Ортодоксы, ультраортодоксы и реформисты озабочены тем, что Джонатан Сакс назвал «еврейской целостностью». Реформистское движение, в частности, разработало программу под названием «Еврейское семейное образование». Необходимость этого обусловлена не только тем фактом, что коэффициент смертности среди евреев превышает коэффициент рождаемости, но также усилением общего воздействия светского подхода к жизни. Еврейские организации в США, обнаружив, что многие родители хотели бы передать своим детям иудейское религиозное наследство, но не располагают для этого достаточными знаниями, первыми ввели такие программы в 80-х годах. Чтобы снабдить всем необходимым учителей и обеспечить соответствующие ресурсы, еще в 1910 г. в Нью-Йор- ке был основан первый Центр еврейского образования, а в настоящее время в каждом крупном городе Соединенных Штатов есть такая организация. В своей публикации для главного Центра Лос-Анджелеса социолог Сэмюел Хейлмэн пишет: «Несмотря на все давление и реалии сегодняшнего дня, которые, как оказалось, подрывают понятие семьи, евреи в целом по-пре- жнему живут внутри семейных единиц... Даже многие не принявшие религиозные обязательства евреи хотят активно проявлять свое еврейство, однако они не знают, как к этому подойти, или же располагают слишком малыми возможностями для выбора способа выражения еврейства... Степень преданности и уровень обязательств перед иудейской религией повышается или падает в зависимости от изменения статуса семьи». Великобритания последовала примеру США в 1990 г., в частности, в Центре иудейского образования при штаб-квартире реформистского иудаизма в Штернберг-центре. Программы центра построены так, чтобы, когда по ним учатся родители вместе с детьми, в них не звучали бы угрозы или назидания. Иногда появляется необходимость знания основ иврита, иногда требуется переобучение в вопросах различных навыков и значений понятий, связанных с праздниками. Эти программы предлагают экспериментальное обучение для семьи, такое, как зажигание сообща свечей для праздничной трапезы в пятницу вечером (когда начинается Шабат), или приготовление праздничного стола в Пэсах, или же возведение шалаша для праздника Кущей (Сукот). Хотя для взрослых всегда существовала возможность получения иудейского религиозного образования, немногие ею воспользовались, и в настоящее время наблюдается тенденция к дальнейшему разделению между образованием детей в синагоге и дома — там, где происходит в конечном счете определение личности еврея. Обширные программы для взрослых, в отличие от семейных, разработаны в организациях, расположенных в основном на северо-западе Лондона: в Штернберг-центре, в Институте еврейской истории и культуры Спиро и в Якаре, независимом центре ортодоксального иудаизма. Во многих синагогах предоставляют возможность взрослым получить образование, часто в форме «шиурим» («религиозного класса»), где изучают книги по иудаизму.
|