Страница 76 из 134
Публичные молитвы содержат в себе множество отрывков и фраз из Библии. Иногда читаются целиком псалмы. Псалмы содержат в себе различные виды молитв, такие, как хвала, благодарение, плач и исповедь. Обрамление для многих из них — Храм, некоторые имеют отношение непосредственно к паломничеству (например, Псалтирь, 42, 122), другие — к горе Сион и Иерусалиму как к источникам вдохновения (например, Псалтирь, 24, 150), третьи — к различным видам жертвоприношений (например, Псалтирь, 20:3, 54:6). Некоторые ученые считают, что существует связь между отдельными псалмами и конкретными праздниками или же событиями государственного значения, такими, как возведение царя на престол. Однако точная взаимосвязь между типами псалмов и богослужениями в Храме вызывает споры среди исследователей еврейской Библии. Также спорна взаимосвязь между общественной и личной молитвой. Не все согласны с предположением о том, что богослужение и ритуал могут быть связаны между собой, о чем говорится в начале этой главы. Длинная и сложная богослужебная история прослеживается от Библии до того, что сегодня составляет основу молитв иудейского культа. Существует тем не менее авторитетное мнение, оно основано на раввинистичес- ких источниках и подтверждается недавними библейскими научными изысканиями, в пользу гипотезы о том, что псалмы были частью богослужения в период Первого или Второго Храма. Ученые также сходятся во мнении о том, что книга Псалтирь пользовалась заметным влиянием, а также по вопросу о времени и месте выхода первого молитвенника — в вавилонских академиях (XII—XIX века). Однако, каков бы ни был возраст и источник каждой из молитв, компиляции этих религиозных путеводных звезд были предшественниками классического еврейского молитвенника. Сегодня молитвы на все случаи жизни, дома ли, в синагоге, входят в основную книгу молитв «Сидур» («Порядок). Этот порядок молитв, тот же самый, что и в «Шма», «Амиде» и «Алейну», служит многим целям. Он утверждает иудейскую веру и исторический опыт. Он препятствует эгоистичной молитве, в которой, молясь среди других людей, признают только собственные интересы. В нем есть фразы, которые пришли к нам из глубокой древности и которые поэтому создают ощущение преемственности и безопасности. Он подает пример и вселяет чувство единства во всех евреев в мире, независимо от того, в какое время или в каком месте конкретный индивидуум будет произносить те или иные молитвы и будет ли молиться вообще, если говорить о личном настроении и привычках. Все верующие иудеи принимают «Сидур» как важнейшее выражение их надежд и убеждений. В Великобритании ортодоксальный «Сидур» — это «Утвержденный молитвенник на каждый день», реформистский «Сидур» — «Формы молитв иудейского богослужения (ежедневные, субботние, молитвы для разных случаев)», либеральный «Сидур» — это «Служение сердца». Молитвы для особых случаев в годичном цикле (см. главу 13) помещаются в праздничном молитвеннике, который называется «Махзор» («Цикл»), В главе 15 приведено множество примеров из реформистского «Махзора для десяти дней раскаяния». Пример из либерального «Махзора» гласит: «Господь наш, Бог, мы обращаемся к Тебе снова, чтобы кричать о нашей жажде и жажде всех мужчин и женщин начала той целостности, которую мы зовем миром... Ум, который Ты насадил в нас, мы направили на искусства войны; с искусством, которое у нас есть от Тебя, мы делаем орудия ужаса и боли». Некоторые считают современные выражения, такие, как «орудия ужаса и боли», отталкивающе прозаическими, в то время как другие находят их яркими и убедительными в своей прямоте. Некоторым, возможно, покажется употребление таких всеобъемлющих формулировок, как «все мужчины и все женщины», ненужным в религии, которая подразумевает общность, а другие считают существенно важным, если евреи, придерживаясь любых убеждений в столь открыто несексистском обществе, должны так молиться.
|