Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 3 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Еще более поразительно то, что руководство для жизни евреев начинается с описания сотворения
2-1900 мира. В первых двух главах книги Бытие содержатся фактически два различных описания, и оба направлены на то, чтобы подчеркнуть высшую цель Бога и ту ответственность за сотворенный мир, которая была возложена на человека. Первые 11 глав книги Бытие ставят важные вопросы об отношениях между Богом и людьми. Отчаяние Бога говорит о том, что представляли собой 10 поколений между Адамом и Ноем, а последующие 10 поколений между Ноем и Авраамом уже характеризуются ожиданием Бога признания Его как Творца со стороны людей. На этом этапе повествование сосредоточивается на Аврааме, его жене Саре и их потомках. Именно через их отклик, через готовность следовать Божьим предписаниям формируется народ Израи- лев. Имя «Израиль» дается Иакову (Бытие, 35:10), и таким образом его потомки в буквальном смысле являются «детьми Израилевыми». Обозначение «евреи» используется в отношении этой первоначальной группы семитских племен, как это видно из книги Бытие (14:13). Другие племена, такие, как арабы, тоже принадлежат к группе семитов, а начиная с VI века до н. э. термин «евреи» исторически принадлежит израильтянам. Это был народ «иегу- ди» из южного царства Иегуда — термин, обозначающий провинцию Иудея во времена Маккавеев и до сих пор употребляемый евреями для обозначения области к югу от Иерусалима. Слово «Израиль» стало также употребляться применительно к земле, которая, когда Бог обещал ее Аврааму, называлась Ханаан и была населена хананеями (см. главным образом книгу Бытие, 12 и 17).
Таким образом, книга Бытие формирует основу для религии, которая в конечном итоге развилась в иудаизм. Для Бога — единственного Творца — значение имеют все люди. Ной, как их представитель (Бытие, 9:18—19), в соответствии с Талмудом, получает семь основных правил, по которым люди должны жить. Этот «Кодекс Ноя» запрещает поклонение идолам, богохульство, инцест, убийство, грабеж и жестокость по отношению к животным. Он требует проявлять честность и справедливость, в том числе указывает на необходимость учредить суд, чтобы отправлять правосудие. Только после этого внимание сосредоточивается на Аврааме и обещаниях, данных его потомкам. Следовательно, книга Бытие преобразовывает историю отдельной группы людей в нечто, имеющее не только серьезные последствия для всех будущих детей Израиле- вых, но и для всех людей на земле.
Наиболее ясно эта идея выражена в одном из существенно важных в Торе отрывков во второй книге:
«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас на орлиных крыльях, и принес вас к себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19:4-6).
Понятие «избранный народ» ведет к серьезным недоразумениям для евреев, если они забудут условную природу договора, заключенного с Моисеем от их имени, и для неевреев, если они увидят в этом понятии заботу Бога исключительно только о детях Израилевых. Смысл этого отрывка, как и смысл остальных текстов Торы и Невиим (книг Пророков), в том, что дети Израилевы призваны сыграть особую роль в намерениях Бога в отношении «всей земли». Речь идет не о том, что они лучше, чем другие люди, так же как священники, которые в древнем Израиле представляли людей перед Богом и Бога перед народом, не были лучше, чем несвященники. Они просто были призваны выполнять свою задачу. Их задача — быть святым народом — народом, стоящим отдельно. Так, прежде чем начать чтение Торы в синагоге, Богу возносится молитва:
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, избравший нас из всех народов и давший нам Тору».
Неизвестны причины, по которым именно на этот народ была возложена такая ответственность. В соответствии с раввинистическими комментариями главы 24:7 книги Исход Тора была предложена всем народам, но только Израиль принял ее. Совершенно очевидно, однако, что в основе этого выбора — любовь Бога, а не достоинства Израиля. Во Второзаконии (7:7—8) мы читаем:
«Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского».
И все-таки возникает коренной вопрос: почему Бог избрал только один народ? Почему вся человеческая раса не могла послужить средством для осуществления божественных целей преобразования мира? Возможно, наилучшим здесь был бы ответ, предложенный британским теологом рабби Льюисом Якобсом, который заметил, что «все величайшие человеческие достижения были сделаны отдельными людьми, живущими особым образом». Пьесы Шекспира не могли появиться сами по себе, для этого потребовался англичанин, который писал бы по-английски. Однако их ценность простирается далеко за пределы Англии. Бог должен был доверить Свой выбор еврейскому народу с его особым опытом. И однако, «то, что получилось из этого, и, как полагает иудаизм, то, что из этого получится, будет во благо всего человечества» («Книга иудейской веры», Berhman House, 1984).
В периоды преследований отношение евреев к идее благоволения к ним Бога, по сравнению с другими народами, было националистическим или партикуляристским. Тем не менее по мировоззрению будет достаточно точным описать иудаизм словом «всемирный». В ряде мест, особенно в главах книг Пророков, мы улавливаем убеждение о том, что израильский народ является благословением миру (например, в книге пророка Исайи, 19:24— 25). Само собой разумеется, в еврейском богослужении и философии подчеркивается особая роль Израиля в деле спасения человечества (Саадия Гаон в IX и X веках н. э., Галеви в XI—XII веках и Каббала (мистическое учение)).