Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 72 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

МОЛПТВА
МЕСТО для МОЛИТВЫ
В иудаизме чрезвычайно важным является вера, что Бог общается с человеческими существами. Первичным средством такого общения считается Тора, как письменная, так и устная. Из этого следует, что в «Талмуд Тора» («изучении Торы») евреи должны услышать Божественное откровение и в каком-то смысле развивать его. С изучением Торы тесно связана «тфила» («молитва»). Это слово, возможно, произошло от корня глагола «судить» на иврите, и смысл его в том, что в тфиле люди призывают Бога судить все их мысли и поступки. Оно может подразумевать самоизучение, оценку самого себя. Другие слова на иврите, связанные с молитвой, также делают упор на суде Божьем над человеческой жизнью, на руководстве Богом человеческими поступками, на необходимости открыться навстречу Божественным предписаниям, гармонировать с ними. Слово «авода» («служение») во времена Храма относилось к публичным богослужениям. Некоторые подчеркивают жертвоприношения этой «службы», резко разграничивая ее с молитвой (тфилой). Другие, в частности Самсон Рафаил Гирш, утверждают, что в иудейском культе молитва всегда шла рука об руку с жертвоприношением. Из 1-й книги Царств (8:27—30) становится ясно, что Храм Соломона был посвящен молитве. Далее, эта служба, «авода», главным образом исполнялась первосвященником в День Искупления и включала в себя не только ритуал (в смысле, что было сделано), но и богословскую часть (в смысле, что было сказано). В этот день людям читалась 16-я глава книги Левит, читается она и теперь. В THIS из книги пророка Исайи VIII века до н. э. мы встречаемся с осуждением неискренности, как в жертвоприношении, так и в молитве. Разумеется, после разрушения Храма, когда жертвоприношения уже невозможно было осуществлять, были наготове образцы молитвы, предназначенной не воздействовать или влиять на Бога, а на то, чтобы воспринять духовные наставления. Гирш даже прослеживает порядок синагогальной молитвы назад до «Мудрецов великого собрания»  в V веке до н. э. Много споров существует вокруг древности некоторых формулировок молитвы. Тем не менее термин «авода шебалев» («служение сердца») употреблялся раввинами (например, Таанит, 2а, ср. с Второзаконием, 11:13) в значении «молитва». Отсюда основной молитвенник либеральных иудеев называется «служение сердца» (их молитвенник для великих святых дней называется «Врата покаяния»).
В соответствии с Талмудом, именно службы в Храме определяли время для вознесения иудеями молитвы. Жертвоприношения приносили каждый день, утром и днем. Поэтому сегодня существует ежедневная молитва на утренней службе, известная под названием (как и утреннее жертвоприношение) «шахарит» («утро»), и на послеполуденной службе (так же, как послеполуденное жертвоприношение), которая называется «минха» («приношение» муки, смешанной с маслом). Часть службы жертвоприношения переходила на вечер, и это продолжение отражено в институте вечерней молитвы, термин для которой — «маарив» («вечер»). Этот распорядок молитв и служб приводится в Мишне:
«Утреннюю тфилу (молитву) можно возносить в любое время до полудня. Рабби Игу- да говорит: до четвертого часа (то есть середина утра). Дневную тфилу можно возносить в любое время до захода солнца. Рабби Игуда говорит: до середины пути дня. У вечерней тфилы нет времени; дополнительную тфилу можно возносить в любое время в течение дня. Рабби Игуда говорит: до седьмого часа (то есть часа ночи)» (Брахот, 4:1).