Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 54 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

ГОРЕ И НАДЕЖДА
Оплакивание реальности смерти и утверждение веры в загробную жизнь связаны в иудаизме весьма сложным образом. Еврейское кладбище само по себе называется «бет олам» («дом вечности») или «бет га-хайим» («дом жизни»). Хотя эти названия по сути могли бы быть эвфемизмами, они также выражают убеждение евреев в том, что со смертью жизнь не заканчивается. То же самое убеждение лежит в основе обычного приветствия недавно усопшего: «Желаю тебе долгой жизни». Это приветствие призвано не отрицать печаль, а утверждать, что жизнь (как для умершего, так и для живущих) продолжается. Наиболее убедительно это выражено в молитве, известной под названием «кадиш» (на арамейском языке означает «святой» или «священный»), Эта молитва в различных формах всегда читается на иудейских богослужениях во всем мире, но в скорбных церемониях оплакивания смерти она обретает особую силу. Ибо «кадиш» скорбящих родных и близких сосредоточена не на умершем (который даже не упоминается в молитве), а на Имени Всевышнего, которое мир должен прославлять. Молитва начинается словами, основанными на стихах из книги пророка Иезекииля (38:23): «Да будет велико и свято имя Его в мире, который создал Он Своей волей», утверждая веру скорбящих. Они заявляют об убеждении, что, даже если Царство Божие кажется совсем незаметным в их жизни, оно тем не менее проявляется во всем.
Молитва увеличивает и укрепляет преданность идее наступления Царства Божьего, когда сбудется обещание о воскресении мертвых. Дети обязаны читать эту молитву на похоронах родителей и затем каждый день в течение последующих 11 месяцев. Если детей нет, «кадиш» читают другие родственники или кто-то нанятый для этой конкретной цели. «Хевра кадиша» исполняет особую роль — поддерживать скорбящих в их горе.
Окончание похорон служит началом формального периода оплакивания. Первая стадия оплакивания, происходящая удивительно открытым и здоровым образом, обладает величайшей силой воздействия. Она продолжается семь дней и в связи с этим называется «шива» («семь»). Скорбящие сидят «шиву», то есть они располагаются на низких табуретках, выражая тем самым свое горе, и, как правило, освобождаются от общественных обязанностей. Они могут уходить из дома только по субботам (и между моментом смерти и похоронами они не могут входить в состав миньяна). Они могут присоединиться к верующим в синагоге не раньше, чем пройдет радостная церемония встречи субботы в пятницу вечером (см. главу 12. Считается, что им будет трудно ее вынести). Пренебрегая внешним видом, мужчины не бреются и не стригут волос. Еду, особенно в первый раз, приносят члены общины, которые, кроме того, собираются в миньян, чтобы читать в доме молитвы.