Страница 112 из 134
СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ Настроение в службах этих дней создают как слова, так и музыка. Самый яркий момент Рош-га- Шана и самый характерный звук всего этого периода — это звук шофара (бараньего рога), поскольку в течение всего месяца перед Рош-га-Шана в шофар трубят каждое утро, кроме субботы. Это делается с целью передать смысл приближающихся событий и ощущение, что что-то меняется за время месяца Элул, который подводит к Новому году. Некоторые связывают шофар с рассказом о связанном Исааке и овне, запутавшемся рогами в чаще (Бытие, 22:13). Историю жертвоприношения Авраама читают на второй день праздника. Но ассоциации не нужны для звука, который создает впечатление печали, мольбы и вызова. Маймонид подчеркивает способность этого звука стряхнуть духовную вялость. Немало было предложено красочных объяснений, основанных, возможно, на трех различных типах издаваемых рогом нот. Начиная с III века, эти ноты были объединены вместе, и образовался вполне определенный звуковой ряд. Первый тип, «ткия», долгий, протяжный, непрерывный звук, — это призыв к вниманию, к маршу в новом направлении. Последний раз «ткия» звучит особенно долго. Второй тип, «шварим», состоит из трех прерывистых звуков, и третий, «труа», включает девять звуков, исполняемых staccato. «Шварим» и «труа» призваны представлять плач кающегося грешника. Покаяние — всеобщая цель, и этот всеобъемлющий звук соответствует ей. Чувство благоговения не покидает людей во время чтения приведенной ниже молитвы из «Мусаф Рош-га-Шана» (дополнительной службы): «Великий шофар трубит; слышится тихий шепот; ангелы, содрогаясь от страха, провозглашают: «Судный день наступил и призывает небесное воинство к правому Суду!» Так это, даже они не безгрешны перед Твоим лицом. Весь род человеческий проходит перед Тобой, как стадо овец. Как пастух разыскивает свое стадо и ведет его своим кнутом, так и Ты заставляешь души живые проходить перед Тобой; Ты считаешь и пересчитываешь создания Твои, определяешь срок их жизни, Ты начертаешь их судьбу». В непрерывно звучащий зов шофара во время службы Рош-га-Шана вкраплены библейские стихи, в которых говорится о провозглашении Божьего Царства и Суда трубным звуком бараньего рога. Это стихи из книги Исход, 19:16, где Бог являет Свое присутствие на горе Синай и посвящает Моисея в Завет с людьми; из книги Исайи, 27:13, когда Бог собирает народ из всех земель поклониться Ему в Иерусалиме, и из Псалтиря, 81:4—5, где шофар возвещает о наступлении новолуния. Саадия Гаон считает одной из десяти причин, чтобы трубить в шофар, использование труб во время царской коронации. Таким образом, в начале года Бог венчается на царство. Естественно, тема царствования — главная в Рош-га-Шана. О Боге-Творце нужно думать не только как об Устроившем этот мир, но и как о Том, Кто постоянно призывает человеческие существа повиноваться Его правлению. В течение месяца Элул рано утром читается «Слихот» («покаянные молитвы»). Цель этих чтений — сконцентрировать предельное внимание и духовную энергию, требуемые во время Десяти дней раскаяния. «Слихот» поощряет самопознание и культивирует ощущение готовности. Реформистский «Махзор» (молитвенник для праздников) содержит короткие молитвы и размышления на весь этот период. Покаянная молитва службы «Слихот» включает в себя следующие слова: За неслушание Твоего голоса внутри нас, За отрицание потребностей нашей души, За обожествление этого мира Прости нас, помилуй нас и даруй нам искупление... За затаенную злобу и обиды, За отказ дать им уйти, За то что, оставили надежду, Прости нас, помилуй нас и даруй нам искупление. В настороении Рош-га-Шана есть определенная двойственность, которая проистекает из того факта, что Царство Божие, на которое делается особое ударение, одновременно подразумевает суд и сострадание. Мы можем увидеть это в приведенной ниже молитве размышления, где первоначальное настроение благоговения и ощущения собственной ничтожности сменяется чувством Божественной любви и радости: «Бедный достойными деяниями, невыразимо ужаснулся я Твоему присутствию, присутствию Того, Кто восседает на троне, Кому возносит хвалы Израиль... Да простит пороки наши Твоя любовь, ибо любовь срывает покровы со всего недостойного. Преврати же бедствия в веселье и радость, жизнь и мир для нас и для всего Израиля». И все-таки сочетание несчастья отчуждения и радости возвращения определяет настроение всего этого периода. Это с потрясающей силой выражено в том, как в некоторых общинах во время Йом Киппур поют длинное признание всей общины в ужасных грехах. Приведенная ниже притча проливает на это некоторый свет. Услышав о некоем раввине, который следовал такой практике, Баал Шем Тов послал за этим раввином и спросил его: «Почему ты поешь исповедь с радостью?» Раввин сказал ему: «Посмотри-ка на слугу, который метет двор царя. Если он любит царя, он рад, что очищает двор от отбросов, и поет веселые песни, ибо он доставляет удовольствие царю». Таким образом, и в Рош-га-Шана праздничное настроение сочетается с усилением благоговейного страха перед грядущим Судным днем. Не всегда легко поддерживать необходимое равновесие, хотя это очень важно с точки зрения значения всего этого периода, где ключевыми идеями в равной мере являются человеческий грех и Божественное прощение. Богослужение Рош-га-Шана само по себе в меньшей степени сосредоточивает внимание на человеческих созданиях как грешниках и в большей степени на Боге как Царе. Фактически грех едва ли упоминается. В «Мусафе» есть серия бенедикций, именуемых «царствованиями». В реформистском «Махзоре» они начинаются следующим образом: «Давайте подумаем о силах, которые управляют нашей жизнью, потоках влечений и стремлений, которые поднимаются из глубин нашего существа, приливах честолюбия и желания, которые сметают нашу волю, невысоких волнах привычек и обыденности, в которых тонут наши мечты, — но Господь превыше всего, и Его по-прежнему тихий голос звучит громче, чем их рев. В этот Новый год мы признаем, что Он Царь; да будет Он править нами и среди нас». Образ старика на троне, по всей видимости, создает определенные трудности, но язык предназначен восстановить ощущение присутствия Бога в этом мире, чувства духовного, как предпосылки искупления. Можно было бы ожидать, что ход мыслей будет противоположным и служение должно было бы начаться с очищения грехов, а затем уже сосредоточиться на духовном. Маймонид, однако, видел опасность такого подхода. Все могло бы закончиться полнейшей озабоченностью самим собой, как если бы Бог имел случайное отношение к этому процессу.
|