Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 105 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Таким образом, Пэсах — это торжество свободы. Без событий, которые празднуют на нем, не было бы еврейского народа. В «кидуше» по субботам и в другие праздники иудеи вспоминают исход из Египта. Десять Заповедей начинаются с утверждения: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исход, 20:2). Но именно в Пэсах больше чем в какой-либо другой праздник торжественно отмечается момент зарождения нации.
Наиболее красочной чертой торжества является праздничная трапеза дома в первый вечер Пэсах. Ортодоксальные иудеи за пределами Израиля устраивают такую же трапезу на следующий вечер. На нее приглашают родственников и других гостей, особенно тех, кому иначе пришлось бы праздновать Пэсах в одиночку. (Реформистские общины, а также возрастающее число ортодоксальных и либеральных общин устраивают празднование всей общиной в синагоге.) Иногда празднование представляет собой что-то вроде «семейного сбора», а сопутствующие ритуалы играют незначительную роль. Однако многие иудеи остаются приверженными идее воспроизведения исхода для всех присутствующих. Им помогает в этом определенный порядок действий, на иврите — «седер», за которым уже следует еда. Этот порядок — «седер агада» («порядок рассказа»). Рассказывается история рабства и освобождения из книги Исход, в соответствии с предписанием главы 13:8: «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь (Бог) сделал со мною, когда я вышел из Египта». Празднование, таким образом, получило название «седер», и оно проходит в соответствии с уникальным богословским и образовательным текстом, известным под названием «Агада». «Агада» обычно имеет текст на иврите, снабженный переводом на язык той страны, где празднуется «седер». Эти тексты часто очень красочно иллюстрированы. Они могут включать в себя рассказы из более поздней истории евреев, однако их основу составляет библейское описание исхода с подстрочным комментарием из «мидрашей». В центре всего этого находится рассказ из Второзакония (26:5—8), который начинается словами: «Отец мой был странствующий арамеянин...» Всем присутствующим раздают листок с копией «Агады», с которого по очереди можно читать текст. Суть идеи заключается в том, чтобы отпраздновать свое существование в качестве частицы еврейского народа. В «Агаде» говорится: «В каждом поколении человек должен смотреть на себя так, как будто это он сам вышел из Египта».
Обстановка и усилия, которые затрачиваются на приготовления «седера», неизбежно ставят вопрос: «Почему этот вечер так сильно отличается от других?» Вопрос задают в этот вечер и отвечают на него в типично иудейской воспитательной манере: не только словами, но и вещами, которые можно увидеть и попробовать. Один из таких символов — подушка, которую кладут рядом с человеком, который ведет «седер». Подушка символизирует состояние комфорта от возможности есть в расслабленной позе, так как в древние времена свободные люди ели полулежа.
Дети — будущее еврейского народа, и вполне уместно, что именно самый младший из присутствующих детей задает вопрос, почему этот вечер особенный. Этот общий вопрос ведет к четырем более конкретным вопросам о ритуалах вечера:
—    Почему мы едим опресноки в этот вечер?
—    Почему мы едим горькие травы в этот вечер ?
—    Почему мы окунаем наши травы в соленую воду в этот вечер?
—    Почему мы возлежим в этот вечер?
Ведущий праздник, обычно это отец семейства, дает ответы на эти вопросы, указывая одновременно на различные символы. На столе разложены три кусочка мацы. Традиция вкладывает в этот ритуал разные значения, но одна маца разломана — она символизирует «хлеб бедствия» (поскольку именно так бедняк ест свой хлеб). Часть куска убирают, часто даже прячут, чтобы дети попозже искали его. Это развлечение поможет им не заснуть в течение долгой ночи. Этот кусок мацы называется «афико- ман», что, по всей вероятности, на греческом языке означает «десерт», то есть завершающая еда. Вполне уместно, что это маца, поскольку опресноки — это центральный символ праздника Пэсах.
Другие символы предназначены для воссоздания обстановки Исхода. Наиболее широко употребляемая зелень здесь — петрушка или салат-латук. Их горьковато-сладкий вкус напоминает одновременно о рабстве и свободе. В качестве одной из горьких трав употребляют также хрен, его жгуче-горький вкус с особенной силой пробуждает мысли о горечи рабства. Зелень окунают в соленую воду — символ слез, пролитых рабами, до того как они обрели свободу, и одновременно моря, которое они пересекли, чтобы стать свободными. Еще один символ, соединяющий в себе рабство и свободу, — «харосет». Это смесь фруктов, орехов, специй и вина, и смысл ее в том, чтобы напомнить о растворе глины, из которой рабы делали кирпичи. После того как харосет съедают, его сладкий вкус призван напомнить о сладком вкусе свободы. В харосет окунают горькие травы.
Всю эту еду обычно ставят на особое блюдо «се- дера». Рядом помещают еще два символа, но их не едят. Один из них — это яйцо, сваренное вкрутую. Это напоминание о жертвоприношениях в Храме. Другое напоминание о жертвоприношении — баранья кость. Кость означает ягненка «пашаля», которого режут в Пэсах. (10-й шаг из пятнадцати шагов «седера» — съесть бутерброд, сделанный из двух кусков мацы с горькими травами. Это напоминание о рабби Гиллеле, который, как говорят, ел одновременно мацу и горькие травы. Некоторые используют для бутерброда харосет.)