Страница 95 из 134
Весенние праздники уравновешивает серия осенних праздников, которые происходят через полгода. Первый из этой серии Рош-га-Шана (Новый год). Он проводится в начале седьмого месяца (Тишрей) и продолжается два дня. За ним через десять дней следует Йом Киппур (День Искупления). Он длится один день. Пятнадцатого числа этого месяца празднуется в течение одной недели (или восьми дней) Сукот (праздник Кущей), который заканчивается однодневным праздником Симхат Тора (праздник Закона). Необходимо понять разграничение между главными и второстепенными событиями еврейского календаря. Каждый крупный праздник является «святым днем», «йом тов» (буквально «хороший день»), «Йом тов» характеризуется тремя моментами: празднованием, которое подразумевает отдых от работы и церемониальные трапезы, особые молитвы и ритуалы в синагоге, церемонии и обычаи, связанные с темой праздника. В соответствии с этими критериями в году есть три крупных праздника: Пэсах, Шавуот и Сукот. (Строго говоря, полноценными «святыми днями» являются первый и последний дни Пэсаха и Сукота. Дни в промежутке считаются «полупраздниками», в которые проводятся службы и разрешена только самая необходимая работа.) Эти праздники отображают три этапа исхода, причем при проведении каждого из них говорится о празднике как о «памяти исхода из Египта». Пэсах знаменует свободу, связанную собственно с исходом, Шавуот придает свободе духовное значение, отмечая явление Торы на горе Синай, а Сукот подчеркивает, что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой целью отмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной. Эти три праздника называются праздниками паломников (или «ступнями»), потому что во времена Храма евреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения. Со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. жервоприношения больше не совершались, но праздники не потеряли своего значения, и в них входит множество праздничных обрядов дома и в синагоге. В Израиле праздники паломников сохраняют связь с культурой сельского хозяйства и соотносятся со временами года: Пэсах проводится во время уборки ячменя, Шавуот — во время уборки пшеницы, а Сукот — во время осеннего сбора урожая. В других странах также в праздники паломников искусно вплетены исторические, сельскохозяйственные и частные соображения. В Пэсах, например, размышляют о свободе людей от политической зависимости, освобождении земли, когда она возрождается после зимы к новой жизни, о стремлении людей уйти от всего гнетущего или даже земного в жизни. Иной характер носят праздники Рош-га-Шана и Йом Киппур. Они главные, поскольку ведут начало от библейских предписаний и ограничений в работе, но характер их торжественный, а не веселый. Три дня праздников Рош- га-Шана и Йом Киппур вместе называются «Десять дней раскаяния» или «Дни трепета». Акцент здесь делается на внушающих благоговейный страх требованиях Бога к взаимоотношениям с Ним каждого иудея и с другими народами. Йом Киппур, который одновременно является самым главным постом, — это важнейший праздник в году. Все прочие праздники и посты иудаизма второстепенны, но не по значению, а по возникновению. Они не были заповеданы Библией, и, следовательно, на них не устанавливаются те ограничения, которые существуют в библейских праздниках и постах. Некоторые из них, а именно День независимости Израиля, День Иерусалима (Воссоединения), День памяти Холокоста, — все они возникли в наше время. Другие пришли к нам из древности, в частности, праздник Пурим основан на библейской книге Есфирь, но он относится иудеями к послебиб- лейскому периоду и, следовательно, является второстепенным.
|