Страница 6 из 134
Мы видим, особенно в книге Исайи, развитие идеи о том, что, когда Израиль выполнит свое предназначение, которое заключается в том, чтобы быть преданным Богу, на всей земле наступит мир (см., в частности, 2:2—4; 9:6—7; 11:1—9). От постоянного разочарования в правителях, пришедших на смену Давиду, появилась мечта о таком правителе, который будет обладать всеми качествами «помазанника» (мессии). Во время римского владычества эта мессианская мечта, корнями своими уходящая в еврейскую Библию, развилась в идею, в соответствии с которой, по раввинистическим рассуждениям, появится человеческая личность, посланная Богом, и провозвестит наступление Золотого века. В первые века нашей эры фарисеи в Иудее верили, что именно тогда произойдет воскрешение мертвых. Претенденты на роль Мессии время от времени появлялись в истории евреев. Например, Симон бар Косиба (известный как Бар Кокхба, «сын звезды»), который в 132 г. н. э. освободил Иерусалим от римского владычества на три года (после чего восстание было подавлено), или турецкий еврей по имени Шабтай Цви в 1665 г. (впоследствии обратился в ислам). Сами евреи, однако, верят, что время Мессии еще не наступило. Они, таким образом, не признают центральное положение христианства о том, что Иисус из Назарета был Мессией («Христос» — греческий эквивалент слова «помазанник», «машиах»). Существуют группы верующих, известные под названиями «Мессианские иудеи» или «Евреи за Иисуса», которые считают, что сегодня они сохраняют иудейскую веру и в то же время верят в Иисуса как в Мессию. Непонятно, почему они не называют себя христианами, как делали те евреи, которые приходили к вере в Иисуса как в Мессию в новозаветные времена. С точки зрения иудаизма, будь он ортодоксальный или неортодоксальный, эти группы смешивают фундаментальные принципы веры как иудаизма, так и христианства. Основа христианства — Иисус, Который исполнил надежды о Мессии и заменил Тору Собой, как живым Словом Бога. Иудаизм по- прежнему считает повиновение Торе непременным условием прихода Мессии и следующего за ним мессианского времени. Многие иудеи молятся каждый день о приходе Мессии и последующем восстановлении Храма и возобновлении жертвоприношений. Другие, особенно неортодоксальные иудеи, делают акцент на новой эре, а не на отдельной личности и молятся о преобразовании человечества, а не о возвращении системы жертвоприношений. СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ КТУВИМ («ПИСАНИЯ») Разрушение в 586 г. до н. э. Первого Храма было одним из двух существенных событий в последующих повествованиях еврейской Библии, поскольку возникла необходимость объяснить направление, которое приняла история евреев. Вторым таким событием было восстановление Иерусалима и строительство Второго Храма в период между 538 и 450 гг. до н. э. Когда персидский правитель Кир победил в 538 г. до н. э. вавилонян, он разрешил людям вернуться на родные земли, откуда они были изгнаны. Некоторые евреи предпочли остаться в Вавилоне, тем самым заложив основу крупной диаспоры. Среди тех, кто вернулись в Иудею, были Ездра, книжник, знаток Торы, и Неемия, который стал правителем. Книги Ездры и Неемии описывают, частью в форме автобиографических мемуаров, этот решающий период в жизни евреев. Жизненно необходимыми для дальнейшего развития иудаизма были чтения Торы перед народом, которые проводил Ездра, и готовность людей следовать заповедям, в частности той из них, где запрещались браки с неевреями (Неемия, 10:29). Делом первостепенной важности стало сохранение религии в первоначальной чистоте. Это было необходимо, чтобы избежать очередного предательства веры в Бога и последующего пленения. Содержание и литературный жанр книг третьего раздела еврейской Библии настолько разнообразны, что, по существу, Ктувим («Писания») включает в себя все книги, которые не вошли в Тору и Нави- им. 1-я и 2-я книги Паралипоменон написаны приблизительно в то же время, что и книги Ездры и Неемии (они считаются одной книгой), и пересказывают историю, начиная от Адама и до Вавилонского пленения, но с упором на священническую сторону, а не на монархическую, как в книгах Царств. Книга Даниила рассказывает о преданности вере во времена преследований. Она была написана в вавилонский период, хотя современные исследователи связывают ее со временами Маккавеев. Первой в Ктувиме стоит книга Псалтирь, сборник из 150 псалмов, все или почти все из которых были созданы для богослужений в Храме. Псалмы по-пре- жнему играют заметную роль в иудейском культе и рассказывают, часто с необыкновенной красотой, о многих испытаниях, с которыми сталкиваются люди веры. В псалмах благодарят Бога или высказывают протест, восхваляют за благословения отдельным людям или народу в целом и не понимают страдания опять же отдельных людей или народов. По традиции их создание приписывают царю Давиду. Остальные книги в сборнике Ктувим включают в себя Притчи — собрание мудрых высказываний — и книгу Иова, повествующую о прочности веры человека в Бога, несмотря на незаслуженные страдания. Книга Иова представляет собой вызов преобладающей в Библии идее зависимости благополучия от веры. Вызовом эксклюзивистской позиции иудаизма периода после изгнания является книга Руфь, которая рассказывает о преданности моавитянки — героини книги — своей свекрови и Богу. Книга Руфь — одна из пяти очень коротких книг, известных под общим названием «Хамеш Мэгилот» («Пять свитков»), Каждая из них читается в синагоге в течение иудейского года в моменты, соответствующие времени года или теме: книга Руфь — на праздник Шаву- от (Пятидесятница), книга Екклезиаста — на Сукот (праздник Кущей), книга Плача Иеремии — в пост Девятого Ава, когда оплакивается разрушение Иерусалима, Песнь Песней (сборник любовной поэзии, иногда рассматриваемой как аллегория любви между Богом и Израилем) — на Пэсах (праздник Пасхи), и книга Есфирь — на праздник Пурим.
|