Страница 91 из 134
С ортодоксальной точки зрения суббота предназначена быть не бременем, но удовольствием. Чтобы достичь этого, нужно избегать всякой деятельности, которая может стать работой. Все, что считается работой, определено списком запрещенных дел. Так, ортодоксальный иудей мог в субботу переносить тяжести в доме или в саду, но не заниматься садоводством, не нести что-нибудь даже самое легкое, вроде носового платка, из дома в синагогу. Последний запрет касается именно перенесения чего-либо из частных владений в общественные и наоборот. Существует, однако, дополнительная категория работ, которая связана с количеством прилагаемых для их выполнения усилий. Все то, что по количеству затрачиваемых для выполнения усилий может считаться несоблюдением субботы, запрещено. Как мы уже знаем из Талмуда, существует ситуация, когда любые правила в отношении субботы отменяются. Врачи, медицинские сестры и другие службы помощи в чрезвычайных обстоятельствах должны делать все, чтобы спасти жизнь. Предполагается, что остальные евреи должны предпринять все возможное, например, пользоваться лифтами, вести автомобиль и прочее, если этими действиями они могут спасти жизнь. Раввинистические запреты также снисходительны к вопросам, связанным с жизнью животных. Не ортодоксия делает не меньший упор на субботе, как дне, отведенном для восстановления сил. Существенные расхождения имеются, однако, в определении характера работы. То, что считалось работой во времена книги Исход (35) или в раввинистические времена, теперь уже таковой не считается. Добывание огня трением палочек друг о друга — это работа, но использование выключателя или кнопки, чтобы зажечь свет, включить отопление или кухонные устройства, не может больше считаться работой. Эти действия не отвлекают от отдыха, то есть изначальной цели этого дня. Фактически они улучшают его качество. Сохранение духа первоначальной заповеди для дня отдыха евреев стоит за попыткой еще раз определить смысл понятия «работа», предпринятой реформистским писателем Доу Мармером в книге «Помни день субботний» (1983). Домашних дел, например, которые воспринимаются как работа, нужно избегать. Поездки, которые ассоциируются с напряжением и давкой в толпе, а также приготовление пищи в большом количестве считаются ненужными. Однако допускается, что в вопросах восстановления сил члены реформистских общин определяют сами для себя, как наилучшим способом это сделать, и поэтому здесь может быть много вариантов решений. Некоторые виды деятельности, как, например, коммерческая, категорически не одобряются, в то время как другие оцениваются в соответствии с их целями. Так, разрешается вести машину, чтобы посетить синагогу или навестить родственников, но нельзя ездить на машине за покупками. Консервативный иудаизм сосредоточивает внимание на позитивных действиях в послушании, таких, как зажигание свечей или посещении службы в субботу, а не на различных запретах. Пытаясь вдохнуть новую жизнь в Галаху и привести ее в соответствие с требованиями времени, консерватизм находит трудновыполнимой задачу достигнуть соглашения на основании того, что разрешено. При существенном разделении голосов Законодательный комитет раввинистического собрания санкционировал использование электричества и, пойдя еще дальше, разрешил поездки в субботу с конкретной целью посещения синагоги (что в конечном итоге является обязанностью всех мужчин и женщин), но только в том случае, если достичь присутствия другим путем невозможно. И здесь существует принципиальное расхождение с ортодоксией, которая считает, что, если кто-то не в состоянии идти пешком в синагогу, он обязан оставаться дома. Позиция реконструкционизма делает акцент на индивидуальном выполнении правил, разрешая ту «деятельность, которую индивидуум не в состоянии осуществить в течение недели и которая состоит не в способе зарабатывать на жизнь, а в способе наслаждаться жизнью» («Руководство по иудейским ритуалам»). Чем разрушать «законное и ощущаемое в глубине души честолюбие», лучше оттеснить в сторону соблюдение субботы, даже если работа связана с карьерой.
|