Страница 124 из 134
В то время как весь остальной мир мог уделять внимание связи, существующей между Холокос- том и государством Израиль, только в моменты исторического значения и памяти, для евреев оба предмета были всегда переплетены. Они связаны просто хронологически, поскольку государство было основано через три года после Холокоста. Если факт Холокоста говорил об отсутствии Бога, то основание Израиля говорило о Его присутствии. Для многих это означало возрождение веры, что необходимо, чтобы приобрести какое-либо ощущение триумфа сионизма в воображении евреев. И даже тогда живущим за пределами Израиля, будь то евреи или неевреи, совершенно правомерно было выдано своего рода предупреждение о том, чтобы они не думали, будто знают факты или понимают предмет обсуждения. Весьма показательна история, рассказанная одним британским духовным лицом, который был глубоко предан идее попытаться по крайней мере узнать и понять ответ. Когда он рассказал мудрому монаху-бенедиктинцу в Израиле, что собирается провести там три месяца, монах ответил: «Тогда вы никогда не напишете об Израиле. Те, кто пишут о нем, проводят здесь не больше недели!» Когда речь идет об Израиле, такое впечатление, что все не только имеют на него собственные взгляды, но и также имеют виды на него. Это, возможно, не та земля, куда боятся ступить ангелы, но уж точно место, куда бросаются все дураки. Однако ни одна попытка вникнуть в основы иудаистской религии не может игнорировать Израиль. Для каждого, кто целиком отдает себя этой вере, земля Израиля имеет значение. Так повелось с самых истоков, с летописей, которые постепенно стали тем, что мы знаем как иудаизм (см. главу 1). Однако это древнее значение не может ставиться на одну доску с явлением, известным как сионизм. Под словом «сионизм» подразумевается широкий круг проблем, которые получили основательное документальное подтверждение исторически и политически. Однако, для того чтобы попытаться получить хотя бы отдаленное представление о том, что значит Израиль для иудейской веры, нужно сфокусировать все внимание на религии. СИОНИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ РЕАКЦИЯ Термин «Эрец-Исраэль» («Земля Израиля») как таковой, берет свое начало в религии. Как имя, данное патриарху Иакову, «Израиль» выражает веру в обещание Бога Аврааму дать землю его народу (см. главу 2). Идея о том, что это материальное место действия было призвано облегчить народу Завета жить по Божьим заповедям, отражена в термине «Эрец-га-Кедоша» («Святая земля»), Иерусалим, после того как царь Давид сделал его своей столицей, стал играть особую роль в конечном итоге, как место сосредоточения всех жертвоприношений. Одним из холмов, на котором построен город, была гора Сион, и в дальнейшем это название стало означать сам город и всю страну. Когда многие были изгнаны в Вавилон, город и страна стали сосредоточением боли и тоски (Псалтирь, 137:1). Возвращение назад всех плененных и возрождение земли были постоянно выражаемыми надеждами (как в книге Исайи, 51:3; 52:1—2; 57:7—10, где слово «Сион» употребляется везде). Термин «сионизм» мог бы, таким образом, употребляться для выражения этих верований и надежд. Он стал означать, однако, нечто более политическое, отождествление государства с землей, сионизма с иудаизмом, источник постоянных конфликтов и неразберихи. Вся тяжесть библейского обещания, вместе со всеобщей надеждой на то, что когда-нибудь весь народ соберется вместе, стоит за соединением евреев с землей Израиля. «Святая земля» — это место, куда совершается «алия» («восхождение»), термин, который в настоящее время обычно используется для обозначения «иммиграции» в Израиль. Однако его родство с тем, что теперь понимается как сионизм в смысле Израиль-государство, не является прямым.
|