Главная РЕЛИГИИ МИРА. ИУДАИЗМ
Религия Мира. Иудаизм - Cтраница 16 PDF Печать E-mail
Добавил(а) Administrator   
24.01.12 15:46
Оглавление
Религия Мира. Иудаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32
Страница 33
Страница 34
Страница 35
Страница 36
Страница 37
Страница 38
Страница 39
Страница 40
Страница 41
Страница 42
Страница 43
Страница 44
Страница 45
Страница 46
Страница 47
Страница 48
Страница 49
Страница 50
Страница 51
Страница 52
Страница 53
Страница 54
Страница 55
Страница 56
Страница 57
Страница 58
Страница 59
Страница 60
Страница 61
Страница 62
Страница 63
Страница 64
Страница 65
Страница 66
Страница 67
Страница 68
Страница 69
Страница 70
Страница 71
Страница 72
Страница 73
Страница 74
Страница 75
Страница 76
Страница 77
Страница 78
Страница 79
Страница 80
Страница 81
Страница 82
Страница 83
Страница 84
Страница 85
Страница 86
Страница 87
Страница 88
Страница 89
Страница 90
Страница 91
Страница 92
Страница 93
Страница 94
Страница 95
Страница 96
Страница 97
Страница 98
Страница 99
Страница 100
Страница 101
Страница 102
Страница 103
Страница 104
Страница 105
Страница 106
Страница 107
Страница 108
Страница 109
Страница 110
Страница 111
Страница 112
Страница 113
Страница 114
Страница 115
Страница 116
Страница 117
Страница 118
Страница 119
Страница 120
Страница 121
Страница 122
Страница 123
Страница 124
Страница 125
Страница 126
Страница 127
Страница 128
Страница 129
Страница 130
Страница 131
Страница 132
Страница 133
Страница 134
Все страницы

Талмуд, таким образом, представляет собой вершину, которой достиг процесс толкования письменной Библии. Со временем его стали рассматривать как своего рода свод законов с упором на практическую сторону жизни. Однако первоначально многие случаи из области прецедентного права и их решения, рассматриваемые в Талмуде, были скорее теоретическими, чем практическими. Представляется, что значение имел сам факт спора, как для самих амораим (толкователей Талмуда), так и для редакторов Талмуда. Об этом говорит то обстоятельство, что целые разделы Талмуда были посвящены богослужению в Храме, в то время как сам Храм был разрушен за несколько столетий до составления Талмуда. Изучение системы жертвоприношений стало ко времени амораим вопросом чисто академическим. И даже когда предмет дискуссии был чисто практическим, сама дискуссия проводилась строго теоретически, как если бы этапы доказательства были более важны, чем само доказательство. Даже там, где раввинов называют по имени, совершенно не имеет значения, являются ли приводимые ими аргументы реальными или воображаемыми. Значение имеет метод, и они осведомляются о значении слов и фраз, сравнивают один свод законов с другим и ищут принципы, лежащие в основе каждого из них.
ПРАВОВАЯ ТРАДИЦИЯ (ГАЛАХА) И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ (АГАДА)
В тот же период, когда составлялись комментарии к Мишне, тогда же шла работа по толкованию самого Священного Писания, и в итоге были составлены мидрашим (комментарии к Библии), упомянутые во второй главе. Таким образом, раввини- стическая литература может быть сгруппирована в две части: Мишна и мидрашим. Есть, однако, и другой способ классификации раввинистической литературы — в соответствии с литературным жанром. Письменная Тора включает в себя как материалы, связанные с Моисеевым законом, так и повествовательные. По мере развития устной Торы предания также принимали как форму закона, так и художественную форму.
Правовые обычаи называются «Галаха». Принято считать, что это слово происходит от глагола «идти» или «ходить» на иврите. Отсюда «Галаха» означает «путь». Английское слово «law» — закон — не является вполне адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие «Галаха» включает в себя все, что регулирует человеческое поведение, оно гораздо шире, чем то, с чем имеет дело, например, английский суд. Во-вторых, это понятие является как описательным, так и предписывающим. Оно описывает «путь», которым Божий народ совершает те или иные поступки, используя такие формулировки, как: «Такой-то делает это; а такой-то делает то», и не употребляет повелительное наклонение: «Делай это; не делай того!» С помощью Галахи раввины пытаются направлять жизнь еврейского народа, чтобы он строил общество и служил Богу теми способами, которые они считают правильными. В законах они видят перспективу на будущее. С помощью этих законов, даже если временами они уходят от практической жизни (как, например, законы из пятого раздела Мишны, которые имеют дело со святынями Храма, в то время как к 200 г. н. э. Храм лежал в руинах уже более сотни лет), раввины описывают, как нужно поступать в идеальном мире.