Страница 41 из 134
ЗАКОНЫ О ПИЩЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЦЕЛИ ЗАКОНОВ О ПИЩЕ Ничто не может проиллюстрировать происхождение и развитие иудаизма лучше иудейских законов о пище. Своими корнями эти законы уходят в еврейскую Библию, их развитие прослеживается в Талмуде, и уровни, на которых соблюдаются эти законы, отражают основные позиции различных движений в иудаизме. Можно сказать, что соблюдение традиционных законов о пище является ключевым показателем соблюдения евреем Галахи (рав- винистической разработки библейских норм) в целом и его (или ее) отношения к специфическим отличиям, которые делают их евреями. Эти законы называются «кашрут», от слова «катер». В Библии и Талмуде слово «катер» означает «правильный» или «подходящий». Его можно употреблять в отношении правильного поведения и человека, который ведет себя должным образом. Оно может использоваться, когда речь идет о чем-то правильно подготовленном, например, о свитке Торы. Слово «кашер» (или «кошер» — этот вариант появился в английском языке через особенности произношения ашкеназов) в настоящее время употребляется в отношении пищи, разрешенной для еды. Единственным критерием пригодности пищи считаются не соображения гигиены, а то, как Тора к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кошер» сегодня — это «пища, разрешенная для еды». О ее противоположности, запрещенной еде, говорят «трефа» («разорванная»). Первоначально слово «трефа» употреблялось, когда речь шла о животном, на которое напал и убил хищный зверь и мясо которого запрещено для еды, но в дальнейшем рав- винистическая традиция распространила этот термин, и он стал обозначать любое животное, которому была нанесена потенциально смертельная рана или физическое увечье, даже если оно не было «разорвано» диким зверем. Такие животные не годятся для употребления в пищу, даже при условии, что они были правильно забиты. Система законов, регулирующих правила потребления пищи в иудаизме, перешла из Библии через Талмуд в своды законов. Большая часть этих законов заключена в одном-двух местах в Библии: в книге Левит, глава 11, и во Второзаконии, глава 14. Основными в первом случае являются высказывания, которые повторяются много раз в Торе: «...ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». Во втором случае ранний раввинисти- ческий комментарий говорит: «Освящайтесь вещами, которые разрешены вам» (Второзаконие, 14:21). Именно здесь мы находим определение цели законов о пище. Эта цель в том, чтобы установить строгую дисциплину для еврейского народа в отношении его святости. Какие бы соображения здоровья и гигиены в них теперь ни находили, основная цель кашрута, как это определено Торой, — отражение святости народа, с которым заключен завет. Для евреев общее состояние святости — это мицва, а определенные требования — это пути выражения святости, подчинения этим требованиям. Подчинение целому комплексу мицвот в законах о пище требуется не от всех людей, а, согласно Торе, только от людей Бога. Путем такого подчинения они становятся святыми, предназначенными для службы Богу (Исход, 19:3—6). Способы, с помощью которых кашрут отделяет евреев как народ, мы обсудим позже, когда будем рассматривать точки зрения, принятые соответственно ортодоксами и неортодоксами. Здесь же следует сказать, что за этими законами стоит убеждение, что, соблюдая дисциплину в удовлетворении чувства голода, самой простой из человеческих страстей, люди смогут взрастить в себе особое отношение к жизни. Они напоминают себе, что едят, для того чтобы жить, а не живут, для того чтобы есть. Еврейский философ Маймонид пишет, что законы о пище помогают «научиться властвовать над нашими страстями, приучают нас ограничивать свои желания и избегать отношения к получению удовольствия от еды и питья как основной цели человеческого существования». Каш- рут, таким образом, это не всегда получение во всех случаях того, что ты хочешь и когда ты хочешь. Это начинается с еды и превращает эту еду в средство для достижения святости. Мы замечаем священную природу потребления пищи во многих проявлениях жизни евреев. В молитвах перед едой и по ее окончании и в действиях, навевающих воспоминания о древних обязанностях священников (например, омовение рук и макание субботнего хлеба халы в соль), стол, за которым проходит трапеза, становится священным местом. В Талмуде говорится: «Стол человека — как жертвенник» (Хагига, 27а). В жизненно важном акте потребления пищи евреи выражают свою веру в Бога, готовность выполнять Его требования в самой основе своего существования.
|