Страница 12 из 134
Эта фраза взаимосвязана с положением, которое имеет решающее значение в иудаизме: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ...Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит, 19:17—18). Христианские проповедники слишком часто приписывают последнюю фразу Иисусу, как если бы Он Сам создал понятие любви к ближнему, а не процитировал это положение (Матфей, 22:39). В качестве альтернативы они могут признать источник цитаты, но при этом подчеркивают иудейское толкование этого положения книги Левит, которое ограничивает любовь к ближнему своими же сопле- менниками-евреями, и утверждают, что только Иисус распространил идею на неевреев, даже на врагов. При этом делается акцент на неполноценность иудаистского человеколюбия. Христианские проповедники и еще чаще средства массовой информации в своих репортажах о каком- нибудь судебном процессе делают то же самое с другим положением из книги Левит — речь идет о 24:17—24, которое гласит: «Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти» и «кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (сравните с 21:23—25 книги Исход и обратите внимание на уступку, которая делается, если убийство совершено «без намерения»). Значительно более сложная дискуссия ведется по поводу этого принципа сначала в Мишне (в первом трактате «Вреда», Бава Кама, 8:lff), а затем в Талмуде (Бава Кама, 83Ь—84а). Этот принцип никогда не воспринимали буквально «глаз за глаз...», он служил просто основой для определения компенсации за нанесение повреждения ближнему. Озабоченность мерой ответственности за повреждение, за боль, за причинение увечья, за необходимость лечения, за потерю времени, за оскорбленное достоинство просматривается здесь с замечательной ясностью (см. ниже отрывок из Талмуда). И очень жаль, что это положение так часто трактуется как призыв к мести. Любовь к ближнему в смысле признания, что он «такой же человек, как ты», или в смысле «поставь себя на его место» — вот в чем заключается суть этого принципа. Когда в душе лелеют ненависть или гнев, «подогревают ее» (как метко говорит об этом Роберт Берне в своем стихотворении «Там О'Шантер») — впереди ждут жестокие столкновения, и именно предписание обращаться с другими так, как мы хотим, чтобы обращались с нами, препятствует этим столкновениям. Та любовь, которая заповедывается в книге Левит (19:17), зависит не от приязни, а от способности помнить о человеческой сущности каждого. Замечательный пример практического смысла, который составляет любовь к ближнему, мы находим в третьем трактате «Вреда» (Бава Батра, 2:10— 5). Ближний здесь рассматривается в буквальном смысле как сосед: «Никто не может выкопать яму с водой рядом с ямой своего соседа; никто не может выкопать ров, хранилище, канал или пруд для мойки ближе, чем на три ладони от стены его соседа; и он должен обложить их известью... Никто не может открыть хлебную лавку или красильню под амбаром его соседа, или [держать] [рядом] хлев... Человек может возражать против [того, чтобы открыли] ремесленную лавку во дворе и сказать: «Я не могу спать из-за стука молотка» или «из-за шума жерновов» или «из-за криков детей»... Если стена какого-нибудь человека примыкает к стене его соседа, он не может построить еще одну стену, которая тоже примыкала бы к ней, ближе чем на расстояние в четыре локтя... Лестница не должна быть ближе четырех локтей от голубятни [соседа], чтобы куница не вспрыгнула туда... Его стена не должна быть ближе четырех локтей от водосточного желоба [соседа], с тем чтобы тот мог поставить свою лестницу и прочистить желоб. Голубятню не должно держать ближе чем на пятьдесят локтей от города, и никто не может строить у себя голубятню, если его владения не простираются на пятьдесят локтей в каждом направлении...»
|