Страница 50 из 134
ВАЖНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ Самая первая мицва (заповедь) в Торе гласит: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие, 1:28; сравните 9:1). Необходимость продолжить род для выживания религии отчетливо признается, не последнюю роль здесь играет тот факт, что численность еврейского населения в настоящее время падает во всем мире. В общинах хасидов это ощущается особенно остро. Однако с древнейших времен отношение к детям как к своему долгу и одновременно как к благу ощущалось достаточно сильно. В библейских и раввинистических писаниях мы видим, что дети рассматриваются как дар, а отсутствие их — как большое несчастье (например, в Бытии, 16:1). Однако одним из самых важных положений в иудаизме является увеличение не просто числа евреев, а людей, признающих определенные взимоотношения с Богом, повинующихся Ему и, таким образом, способствующих приходу Его Царства на земле. Высшее выражение этой веры лежит в основе обряда обрезания. На иврите это слово звучит как «брит мила» («договор об обрезании») и само по себе подводит к ключевой концепции этого обряда. «Брит», к которому относится сам термин (часто вся церемония называется просто «брит» или в произношении ашкеназов — «брис»), — это договор между Богом и Авраамом. Книга Бытие (17:9— 14) предписывает выполнять этот договор — «завет на теле вашем» — всем лицам мужского пола на восьмой день после рождения (Левит, 12:3, также констатирует это требование). О значении, придаваемом времени совершения обряда обрезания, говорит тот факт, что оно осуществляется на восьмой день, даже если это совпадает с субботой или Днем Искупления. Только в случае, если здоровье младенца вызывает сомнения, обряд «брит» может быть отложен. Библия не дает объяснений ни установлению определенного дня, ни самому обрезанию как знаку завета между Богом и потомками Авраама. Выдвинуто много предположений, почему устранение крайней плоти считается верным знаком преданности Богу. Одни видят в этом связь с воспроизводством следующего поколения. Другие подчеркивают бесполезность крайней плоти и усматривают в ее устранении знак сотрудничества человека с Богом в деле усовершенствования самого себя и желание служить Богу каждой частью своего тела. Каковы бы ни были последующие объяснения этого обряда, ни древность этого обязательства не подлежит сомнению, ни готовность выполнять его, которую проявляют евреи на протяжении веков. 1-я книга Маккавеев (1:60—61), например, свидетельствует о том, что евреи предпочли умереть мучениками, чем отказаться от обрезания, как требовали от них те, кто надеялся уничтожить иудейскую веру. Обрезание остается обязательным требованием для тех мужчин, которые хотят перейти в иудаизм (см. главу 9). Однако сам по себе этот акт не делает человека евреем. Он просто означает приверженность к иудейской религии. Любой человек, родившийся от матери-еврейки, в соответствии с Галахой (то есть юридически) является евреем, независимо от того, был ли он обрезан. И любой, кто не смог быть обрезан (по какой-либо причине, например, из- за того, что он страдает гемофилией), не станет евреем в меньшей степени, чем тот, кто был обрезан. Обрезание для евреев, таким образом, — чисто религиозный обряд. Приводить доводы в пользу его желательности из гигиенических соображений, как если бы Авраам располагал какими-то необыкновенными знаниями в отношении опасностей, подстерегающих тех, кто не будет обрезан, означало бы двигаться в неверном направлении. Известно, что древние египтяне и другие народы практиковали обрезание, кроме того, по оценкам, одна седьмая часть населения земного шара практикует его, в том числе мусульмане в знак покорности Аллаху. Для еврея особое значение обрезания заключается в его принадлежности к народу Завета.
|